Страницы меню навигации

Официальный сайт Прихода храма иконы Божией Матери «Целительница» в г. Слуцке

17 декабря – 28-я по Неделя Пятидесятнице (о званых на вечерю)

17 декабря – 28-я по Неделя Пятидесятнице (о званых на вечерю)

(Евангелие от Луки, 76 зачало, глава XIV, стихи 16–24)

Он же сказал ему: один человек сделал большой ужин и звал многих, и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже всё готово. И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня. Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня. Третий сказал: я женился и потому не могу придти. И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых. И сказал раб: господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место. Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди придти, чтобы наполнился дом мой. Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных.

В притче использованы образы, показывающие всю нелепость наших отговорок, к которым мы прибегаем, отказываясь прийти к Богу, покаяться и ради своего собственного спасения и блага вкусить Божественной благодати. Сейчас нам кажется понятным, как нелепо, с точки зрения здравого смысла, выглядят эти причины, перечисленные в притче. Но так же очевидна нелепость тех причин, которые мы приводим сами для себя, внутренне оправдывая свое нежелание повиноваться Богу и Его слугам – пророкам, апостолам, святым отцам, – призывающим нас к покаянию.

«И придя, раб сообщил это Господину своему. Тогда, разгневавшись, сказал хозяин дома рабу своему: «Выйди поскорее на улицы и переулки города и введи сюда нищих, и увечных, и слепых, и хромых»» (ст. 21). И когда званные по каким-то своим «уважительным», «важным», земным причинам отказываются от приглашения, тогда призываются нищие, увечные, слепые и хромые – люди, не имеющие ни земли, ни волов и живущие едва ли не на улицах и переулках города. Трудно предположить, что они состояли в браке, то есть у них не было никаких земных привязанностей. И неважно, что они грешные: образ нищеты, увечности и всего прочего показывает их греховность. И вот эти нищие люди, в отличие от имеющих землю, волов и живущих благополучной семейной жизнью, скоро отзываются на приглашение, потому что их ничто не удерживает. Таков основной смысл этой притчи. Конечно же, все мы в нравственном и духовном отношении нищие, увечные, слепые и хромые и нет среди нас богатых. Праведник, почитающий себя праведником, ошибается и обольщается, но кто осознает свою нищету, тот не имеет пристрастия ни к чему земному, чувствует себя бездомным странником и охотно идет на этот вечерний пир благодати.

«И сказал раб: «Господин, сделано то, что ты приказал, и еще есть место». И сказал господин рабу: «Выйди на дороги к изгородям, заставь людей войти, чтобы наполнился мой дом. Ибо говорю вам, что никто из мужей тех приглашенных не вкусит моего ужина»» (ст. 22–24). Господь не удовлетворился тем, что пришли гости, которые заменили приглашенных. Он, преисполненный любви, желает пригласить всех, кого только возможно, никого не упуская, всех, кто только захочет, пусть это будет самый ничтожный, самый потерянный человек, – каждого Господь призывает. Так изображена Божественная любовь, чтобы мы не думали, что вошли только те, кто знал о пире, а многие как будто не знали. Не всегда призвание совершается таким очевидным образом: является какой-либо пророк, как было во времена пророка Исаии или Иеремии, и призывает людей к покаянию. Было время (до Моисея), когда господствовал естественный закон и люди руководствовались голосом совести. Некоторые отцы придерживаются мнения, что праведный Авраам пришел к истинной вере, к познанию истинного Бога, размышляя о явлениях природы, путем богомыслия. Существует и другой взгляд: праведный Авраам знал самого Ноя или его ближайших потомков (потому что праведники того времени жили чрезвычайно долго) и они передали ему знание об истинном Боге. Например, святая великомученица Варвара познала Бога через размышления о природе. И только потом, когда она уже уверовала в истинного Бога и пожелала точнее узнать путь ко спасению, встретила священника, и тот все ей разъяснил. И размышления о природе, и внимание к голосу собственной совести, и с обыкновенными людьми, открывающими нам, однако, истину, а иногда даже и общение с неверующими людьми, от которых мы слышим какие-то слова о покаянии, об истинной вере, и чтение книг Священного Писания и творений святых отцов, – вот те многочисленные, разнообразные пути, которыми Господь ведет нас к покаянию, к познанию истинной веры, где бы мы не находились. Даже если бы мы совершенно опустились и уподобились нищим или пьяницам, лежащим под забором, – и таких призывает Господь.

«И сказал Господин рабу: «Выйди на дороги и к изгородям, заставь людей войти, чтобы наполнился мой дом»». (ст. 23). Все, кто желает отозваться на это приглашение, на этот Божественный призыв, могут войти и участвовать в этом великом ужине, который готовится всякому человеку на тот момент, когда он перейдет из жизни временной в вечную, или будет приуготовлен всем верующим в конце мира.

И потому пусть никто не оправдывается тем, что Бог его не призывает. И пусть никто не хулит Бога, говоря, что Он не призывает людей, не слышавших Евангелия. Если бы сердца их были расположены к истине, то Промысел Божий указал бы им, как прийти в Церковь.

Невозможно перечислить – и нет нужды в этом – все доводы, которые мы приводим, чтобы оправдать свое нежелание приблизиться к Богу. Каждый сам, исследуя свою душу при помощи совести, может увидеть тот предлог, какой он добровольно избрал, чтобы отложить свое пришествие к Богу, свое покаяние и наслаждение благодатью. И не нужно думать, что это выражается только в том, что мы приходим в Церковь или отвергаем ее, приходим в или отвергаем монашеский образ жизни, избирая суетный, мирской. Нет, не только. Ежедневно, а может быть, ежечасно каждый из нас призывается к тому, чтобы пребывать с Богом и участвовать в пире, который совершается внутри нашего сердца, вернее, совершался бы, если бы мы приложили к этому некоторые усилия. Благодаря таинствам церковным: Крещению, Миропомазанию, Покаянию и Причащению Тела и Крови Христовых – благодать Божия, Царство Божие уже находятся внутри нас. Пир Божественный уже готов, нам нужно только прийти и принять в нем участие. Но мы под разными предлогами отвлекаемся на земное, суетное. Оно кажется нам невинными, однако же отвлекает нас от Бога и потому становится не просто суетным, а явно греховным и губительным.

Посмотрим с осуждением на самих себя, посмотрим непредвзято, беспристрастно и заметим, что мы ничем не лучше их. Но не будем унывать, не будем отчаиваться от того, что мы увидим в себе такую неприглядную картину, такое необыкновенное нерадение, выражающееся в том, что мы под самыми нелепыми, глупыми и смешными предлогами отвлекаемся от молитвы, от покаяния, забываем о Евангелии, как будто речь идет не о спасении души, а просто о том, чтобы на какое-то время оставить одно из добрых, но, в общем-то, частных занятий. А ведь молитва – это спасение души, молитва – это введение человека в Царство Божие, молитва – это соединение с Богом и обилие Божественных благ, молитва – это и есть тот большой ужин, который уже готов в нашем сердце и к которому призывает нас Господь, как призывал и во все времена.

Если вы обнаружили ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter или нажмите здесь, чтобы сообщить нам.

Похожие записи