Страницы меню навигации

Официальный сайт Прихода храма иконы Божией Матери «Целительница» в г. Слуцке

14 января — Обрезание Господне

14 января — Обрезание Господне

(Евангелие от Луки, 6 зачало, глава II, стихи 20–21, 40–52)
И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за все то, что слышали и видели, как им сказано было. По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве. Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем. Каждый год родители Его ходили в Иерусалим на Пасхи. И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на . Когда же, по окончании дней праздника, возвращались, остался Отрок Иисус в Иерусалиме; и не заметили того Иосиф и Матерь Его, но думали, что Он идет с другими. Пройдя же дневной путь, стали искать Его между родственниками и знакомыми и, не найдя Его, возвратились в Иерусалим, ища Его. Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их; все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его. И, увидев Его, удивились; и Матерь Его сказала Ему: Чадо! что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя. Он сказал им: зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему? Но они не поняли сказанных Им слов. И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них. И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем. Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков.
Сегодня мы празднуем событие, которое в Церковном Уставе называется Обрезанием Господним. Обряд обрезания появился еще до Моисея: он был установлен святым праведным праотцем Авраамом по откровению. Обрезание служило знамением (то есть знаком) заключения Завета между Богом и людьми и символически обозначало, что человек отвергается собственной плоти и служит уже не своему телу, но Богу. Может быть, многие, исполнявшие этот обряд над собой или своими детьми, не понимали его смысла, нам же открыл его в своих писаниях апостол Павел. Над Господом Иисусом Христом, как над членом израильского общества, Ветхозаветной Церкви, также был совершен этот обряд.
Святитель Василий Великий установил обычай праздновать этот день как особенный праздник. Смысл его вот в чем: многие люди, жившие во времена Василия Великого и еще до него, искажали учение Церкви и говорили о Господе Иисусе Христе, что Он воспринял человеческую плоть призрачно и не был совершенным человеком, то есть таким, который подобен нам во всем, конечно, кроме греха, и, таким образом, и страдания Его не были действительными. Но именно для того, чтобы подчеркнуть, что Господь Иисус Христос на самом деле был таким же человеком, как мы, святитель Василий Великий и установил праздновать этот день – Обрезание Господне. Кто претерпевает обрезание – у кого обрезывается крайняя плоть, тот, конечно же, облечен в человеческое тело, как и все прочие люди.
Но этот праздник имеет и другое значение. Мы читаем в Евангелии: «И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за все то, что слышали и видели, как им сказано было. По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве» (ст. 20–21). И до воплощения Спасителя многие люди в Израиле носили имя Иисус. Сведения о некоторых из них, особенно знаменитых, дошли до нас. Мы знаем, например, об Иисусе Навине, о первосвященнике Иисусе (о нем говорится в исторических книгах), об авторе знаменитой библейской Книги Премудрости Иисуса, сына Сирахова. Но особенное значение это имя получило, когда им нарекли воплотившегося Сына Божия.
Имя Иисус приобрело необыкновенную силу, потому что, произнося его, мы призываем не просто человека, но Богочеловека. Благодаря соединению в Иисусе Христе Божества с человечеством имя Спасителя имеет такую необыкновенную мощь, что иногда даже невнимательное, но хоть сколько-то искреннее призывание имени Иисуса Христа устрашает демонов. Святые отцы говорят, что если тебя сильно смущают помыслы – до такой степени, что твой разум мутится и ты уже не можешь молиться внимательно, то призывай вслух в Иисусовой молитве имя Господа Иисуса Христа, и демоны, попаляемые Его именем, отойдут от тебя. Да и само это имя, звучащее в твоих ушах, также заставит тебя одуматься, вспомнить, Кому ты служишь, собраться с духом и вновь мужественно вступить в брань с греховными помыслами.
Именно в день Обрезания, вспоминаемый нами сегодня, Господь и получил Свое, вожделенное для нас, имя, которое совершенно справедливо называется Сладчайшим. Есть акафист и канон Иисусу Сладчайшему. Человек, который составил этот канон, безусловно, был молитвенником и на деле испытал, какая неизъяснимая сладость истекает от превожделенного имени Господа Иисуса Христа.

Если вы обнаружили ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter или нажмите здесь, чтобы сообщить нам.

Похожие записи