Страницы меню навигации

Официальный сайт Прихода храма иконы Божией Матери «Целительница» в г. Слуцке

11 февраля – Неделя о страшном суде

11 февраля – Неделя о страшном суде

(Евангелие от Матфея, 106 зачало, глава XXV, стихи 31–46)
Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.
Когда Господь Иисус Христос в Своем поучении упрекает тех, кто не оказал Ему милости, они говорят: «Мы не имели возможности сделать добро Тебе, Господи, потому что мы никогда Тебя не видели». Действительно, кто мог напитать Иисуса Христа, когда Он был голоден, утолить Его жажду, помочь Ему во всех Его нуждах? Конечно, только Его современники. Надо сказать, что и среди них немногие оказывали Ему помощь. За Ним следовали женщины, служившие Ему от имений своих; в свой дом Его принимали Марфа и Мария. А как же сделать добро Господу Иисусу Христу нам, если мы живем почти две тысячи лет после того, как Он жил и проповедовал на земле? Быть может, и мы захотим сказать на Страшном Суде: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?»
«И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (ст. 46). Посмотрите, как Господь наш Иисус Христос говорит о Царстве Небесном: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира». Царство Божие, блаженная вечная жизнь, уготовано всем людям от основания мира. Для этого Царства предназначен всякий человек, если он будет вести себя достойно, жить по евангельским заповедям. О вечных муках сказано иначе: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его». Вечная мука уготована не людям, но «диаволу и ангелам его», и люди попадают туда по собственной вине. Поэтому не будем оправдывать себя тем, что одни являются избранниками Божиими, а другие как бы отвержены Богом и не имеют возможности спастись. Своим безразличием к близким, своей недоброй, эгоистичной жизнью мы уподобляемся демонам, и если наказываемся, то не потому, что это было нам предназначено, но потому, что сами сделали себя отверженными.
Может быть, в ответ на это кто-то искренне скажет: «Что же мне делать, если я не имею такой любви к ближнему, если я на самом деле не чувствую и не вижу, как говорит Спаситель, в моем ближнем Господа Иисуса Христа? Для меня это действительно обыкновенный, презренный человек, даже достойный, как мне кажется, тех наказаний, бед, лишений, которые он терпит. Наверное, он заслужил и нищету, и голод, и наготу, и даже болезни или тюрьму своей ленью и грехами. Почему я должен помогать этому грешному человеку, если его ничтожество и греховность очевидны? Я не могу видеть в нем Господа Иисуса Христа, не могу послужить ему, как Господу. Если я иногда и делаю ему добро, то через силу, как бы нехотя, испытывая к нему презрение». К сожалению, сердце наше настолько окаменело, что мы себя видим достойными снисхождения и со стороны Бога, и со стороны людей, а своего ближнего – заслужившим презрение и справедливо терпящим всевозможные бедствия. Что же нам делать, если мы действительно хотим исполнить спасительный совет Спасителя, открывшего нам, что ждет нас в случае, если будем вести себя неправедно? Мы должны понуждать себя делать добро человеку, который, может быть, с житейской точки зрения «достоин» всякого презрения и уничижения, наперекор тому, что говорит нам наше окаменевшее злое сердце. Мы должны заставлять себя даже в мелочах относиться к человеку по-доброму: по-доброму смотреть, по-доброму улыбаться, по-доброму жестикулировать. Нам надо понудить себя, как говорит в ином месте Спаситель, подать человеку хотя бы «чашу холодной воды», и тогда награда наша тоже не отнимется. Мы должны изгонять из своего сердца те чувства презрения, негодования или злобы, которые чаще всего живут в нашем сердце даже по отношению к людям, которые являются действительно нашими близкими, которые сделали нам, быть может, немало доброго. Когда мы знаем, что необходимо исполнить, например, какую-то однообразную ручную работу, мы понуждаем свои руки делать это. Подобным образом мы должны заставлять трудиться и свой ум, и свое сердце, и свою душу. Нельзя оправдывать себя и говорить: «Во мне так сильно действуют страсти, что я уже обречен. Положение у меня безвыходное». По-нашему, Евангелие оказывается как бы несправедливым. Нет, это не так. Человек способен понуждать себя не только к телесным трудам, но и к духовным. Понуждение к физическому труду всем кажется чем-то само собой разумеющимся, оно никого не удивляет. Редко человек исполняет работу с воодушевлением, с удовольствием на протяжении всего требующегося для нее времени. Большинство людей исполняет тот или иной труд просто потому, что это необходимо, для того чтобы заработать хлеб насущный, прокормить себя и свою семью. Человек понимает, что в противном случае он будет терпеть тяжелые лишения. Если бы потребность в вещах духовной жизни мы чувствовали так же, как в вещах жизни земной, то так же неусыпно и усердно трудились бы, понуждали себя, по заповеди Спасителя. Мы не верим в Страшный Суд как должно, не понимаем, что когда-то и мы предстанем пред Господом: или среди овец (и тогда, конечно, будем благодарить Бога и славить Его), или среди козлищ, по левую сторону, то есть среди осужденных Богом, и тогда будем плакать и скрежетать зубами от бесплодного раскаяния. Если бы мы живо представляли себе это и сознавали, что это будет обязательно, если бы в нашей душе жил этот страх (для чего Святая Церковь и напоминает нам сегодня о дне Страшного Суда), тогда мы усердно трудились бы, то есть заставляли и душу свою, и сердце (хотя это и кажется странным) против воли чувствовать то, что положено чувствовать истинному христианину. Святые отцы для определения такого духовного труда употребляют даже особое терминологическое выражение: «умное делание». Оно стало уже привычным, не воспринимается нами живо, но означает действительно работу – труд ума. Мы должны духовно трудиться умом, то есть замещать в себе злые помыслы и чувства чувствами евангельскими, призывая, конечно, на помощь Господа. Постепенно сердце наше начнет смягчаться и вместо каменного станет, как сказано у пророка, плотяным (см. Иез. 11, 19), и мы начнем сочувствовать друг другу, как это положено людям – образу и подобию Божию.

Если вы обнаружили ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter или нажмите здесь, чтобы сообщить нам.

Похожие записи