Страницы меню навигации

Официальный сайт Прихода храма иконы Божией Матери «Целительница» в г. Слуцке

15 февраля – Сретение Господне

15 февраля – Сретение Господне

На руки подался еси Богоприимца Симеона рукою Твоею держай всяческая

В этот день мы вспоминаем принесение Иисуса Христа Пресвятою Мариею в для совершения выкупа, установленного законом Моисеевым. В храме они были встречены праведным Симеоном, который получил в Церковной традиции наименование Богоприимца, и праведной Анной пророчицей. Взяв Богомладенца на руки, св. Симеон произнес дивные слова, которые Святая Церковь ежедневно при закате дня повторяет за каждым богослужением: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром: яко видесте очи мои спасение Твое». Но если нам вполне открыта тайна Боговоплощения, то в то время слышавшие эти слова не могли не изумиться, видя, что к Младенцу Симеон обращается, как к старейшему, и молится Ему, как Богу.
Сам получил название «Сретение» от события встречи Богомладенца праведным Симеоном. Научает же он нас тому, чтобы по примеру сего праведника мы только во Христе находили утешение и спасение, вверяя Его благому промышлению и жизнь, и смерть свою.
(Евангелие от Луки, 7 зачало, глава II, стихи 22–40)
А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу, и чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных. Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. И пришел он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля. Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем. И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, – и Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец. Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме. И когда они совершили все по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет. Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем.
К Младенцу обращался праведник с этими необыкновенными возвышенными словами, с этой песней сердца, исполненного Духом Святым, и именно Богомладенцу Христу он говорил: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко». Святой Дух не мог не открыть ему того, что Младенец есть Сам Бог. И мы созерцаем таинство веры: в немощном младенческом теле (ведь младенец – это символ совершенной беспомощности) этот блаженный старец увидел Сына Божия. Почему же он смог увидеть Его? Потому что на праведном Симеоне был Дух Святой. Праведник увидел и познал Сына Божия, потому что Дух Святой открыл ему нечто сокрытое под слабостью младенческого тела, то, что нельзя было увидеть глазами или ощутить руками. И глаза, и руки, и все существо этого человека были сверхъестественно пронизаны Духом Святым. Действием благодати подвижник созерцает неизреченные тайны и видит их так же ясно и, может быть, даже более ясно, чем мы, немощные люди, своими телесными чувствами воспринимаем окружающую нас материальную действительность. Для святых людей духовный мир реальнее, чем для нас мир вещественный, в который мы погружены. И когда мы стремимся приобрести такую основополагающую добродетель, как вера, без которой невозможно спасение и через которую нам даруются и потом развиваются в нас все прочие добродетели (а без веры ни одна добродетель не может иметь никакой цены), мы должны понимать, что она ниспосылается нам Духом Святым, а не приобретается нашими собственными усилиями.
Вера – это высочайший дар Божий, состоящий в том, что Божия благодать прививает нам то, чего нет в нашей природе. Как дикая яблонька может приносить плоды только тогда, когда к ней привита яблоня культурная, – так и мы становимся способными к чему-либо духовному только в том случае, когда нам «прививается» благодать Божия. Но для этого нам необходимы добродетели, как у святого Симеона: праведность, то есть стремление к сохранению своей совести в чистоте, и благочестие, то есть правая вера, благоговейное отношение к Божественным истинам, богослужению. Наконец ревность, желание соединиться с Богом, как и у праведного Симеона было желание увидеть утешение Израилево – явившегося Христа.
«Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем. И благословил их Симеон, и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, – и Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец» (ст. 33–35). Словами «Тебе Самой оружие пройдет душу» праведный Симеон предсказывал Божией Матери невыносимые страдания, которые Она должна будет вынести, когда увидит Господа Иисуса Христа распятым за наше спасение. Конечно, в тот момент Пресвятая Богородица, может быть, не вполне понимала значение слов блаженного старца, но, несомненно, во время пребывания возле Креста и переживания страданий Своего Сына, испытывая материнские муки, которые трудно даже и описать, Она не могла не вспомнить это предсказание праведного Симеона.
Все мы говорим, что любим Бога, а в храм пойти – лень или сил нет, постимся – с ропотом, если внешне живем целомудренно, то увлекаемся нечистыми помыслами, бываем нецеломудренны в мыслях. Что же говорить о молитве? Неужели мы служим Богу молитвой день и ночь? Разве мы не находим много разных поводов для того, чтобы оставить молитву и заняться чем-то более приятным и легким? Да, молиться трудно. Но тот, кто любит Бога, тот преодолевает эту трудность и в конце концов получает от молитвы великое утешение. Если бы мы заботились об этих немногих основных добродетелях: целомудрии, участии в богослужении, посте, молитве, – то через них приобрели бы все прочие. Вот о чем нам нужно думать и помнить и чему следовать. И если будем ревностно упражняться в этих добродетелях, то в нас появится вера, подобная вере праведного Симеона и Анны-пророчицы. Тогда мы будем не только созерцать внешнюю сторону богослужения, но за его символами увидим и Того, Кого они обозначают и изображают. Мы почувствуем, что происходит служение Богу, присутствующему на этом святом месте – в православном храме. Более того, мы увидим Бога и в своем сердце, – Он всегда с нами, если мы заботимся о том, чтобы самим всегда пребывать с Ним. Тогда мы станем людьми по-настоящему верующими. Дух Святой, пребывающий на нас, откроет нам то, что сокрыто от тех людей, которые заботятся только о временном, земном и вещественном или надеются, что вера – это нечто простое, доступное, приобретаемое без труда. Конечно, даже наш собственный опыт, хотя и отрицательный, убеждает нас, что это не так. Истинная благодатная вера такова, что мы не стыдимся увидеть Бога, присутствующего в том, что выглядит немощным и непонятным для других людей, и исповедать Его, подобно тому как праведный Симеон, взирая на Младенца Иисуса, сказал: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром».

Если вы обнаружили ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter или нажмите здесь, чтобы сообщить нам.

Похожие записи