Страницы меню навигации

Официальный сайт Прихода храма иконы Божией Матери «Целительница» в г. Слуцке

11 марта – Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная

11 марта – Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная

Радуйся живоносный кресте, Церкве красный раю,
древо нетления, прозябшее нам вечныя славы наслаждение

В службе этой недели Церковь прославляет святой Крест и плоды крестной смерти Спасителя. Честный Крест износится на середину храма для поклонения, отчего и сама неделя называется крестопоклонною. Цель установления в третью неделю службы св. Кресту открывается из прекрасных сравнений его с райским древом жизни. Святая Церковь предлагает Крест для духовного подкрепления проходящих подвиг поста, подобно тому, как пища, питие и отдых служат для телесного подкрепления. Сосредоточив в Богослужении предыдущих недель все самое строгое и скорбное, что может и устрашить грешника, и расторгать, кажется, самое окаменелое человеческое сердце, – в середине Великого Поста Церковь предлагает постящимся великое утешение и ободрение, – святой Крест. Поистине, ничто не может в такой мере и утешить, и ободрить, и вдохновить утомившегося, даже, быть может, ослабевшего духом христианина, как представление бесконечной божественной любви Спасителя, предавшего Себя на крестный подвиг ради нашего спасения.
Вся этого дня как нельзя более содействует глубокому запечатлению в сердцах верующих Креста Христова, как самого высокого и самого сильного подкрепления среди подвигов святой Четыредесятницы. Крест честный есть знамение нашего спасения, знамение могущественной, Богодарованной силы, спасающей нас на земле и отверзающей нам вход в горнее наше отечество.
(Евангелие от Марка, 37 зачало, глава VIII, стих 34 – глава IX, стих 1)
И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами. И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе.
Приблизительно в середине поста по Уставу Святая Церковь, чтобы духовно укрепить своих чад, предлагает им поклонение Кресту. Когда человек подвергается житейским скорбям, болезням или испытывает другие какие-нибудь неприятности и несчастья, то самым утешительным для него, когда уже ничто не помогает, бывает рассказ о том, что кто-то испытывал нечто подобное и, может быть, страдал еще тяжелее. При напоминании о чужих несчастьях становится легче терпеть собственную скорбь: мы видим, что и другие также страдают, и примиряемся со своей участью. Но для православного христианина особенно утешительным бывает воспоминание о страданиях Спасителя. Некоторые подвижники советуют вспоминать страдания Господа, когда мы испытываем скорбь или обиду, и таким образом смиряться. Например, преподобный Иоанн Кассиан Римлянин считает это одним из могущественнейших средств для достижения смирения. Все наши неприятности и скорби оказываются малыми в сравнении с теми унижениями и скорбями, которые вытерпел Спаситель и которых мы даже не можем вместить в свой разум. В размышлениях о страдании Спасителя наши скорби, можно сказать, угасают, подобно тому как слабый свет свечи исчезает с восходом солнца, растворяется в дневном свете.
Сегодня мы слышали слова Спасителя, которыми Он призывает Своих последователей к терпению скорбей и, образно выражаясь, к несению креста. Что значит «несение креста»? Древние римляне обычно казнили через распятие самых страшных преступников, и притом тех, кто не имел римского гражданства, то есть находился вне закона. Одной из составляющих (если можно так выразиться) этой казни было бичевание. Это мы видим из Евангелия: Спасителя сначала бичевали, а потом Он, уже приговоренный к казни, Сам нес Крест к месту Своего распятия. Это было, конечно же, нелегко и, кроме того, унизительно: обнаженный или полуобнаженный человек, имевший самый уничиженный вид, нес на своей спине целый брус или бревно. В этом проявлялась, прежде всего, его обреченность, потому что для того, кто нес крест, уже не было обратной дороги. Спаситель призывает нас именно к такому крестоношению, то есть к согласию принять все скорби, какие должен вытерпеть христианин ради угождения Богу.
«И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (ст. 34). Именно тот, кто хочет, потому что Спаситель никого не принуждает. Слова «идти за Мною» надо понимать не в прямом смысле, потому что даже во времена земной жизни Спасителя это нельзя было исполнить буквально. Ученики Господа, следовавшие за Ним, не носили на своих плечах крест. Речь идет о духовном следовании за Господом, о том, чтобы жить так, как Он Сам жил и учил. Человек, который хочет быть духовным последователем Господа Иисуса Христа, должен, во-первых, отречься от самого себя. Это значит не думать о сохранении своей жизни, о благополучии, комфорте или покое, вообще о земном счастье. Иначе следовать за Господом невозможно. Однако мало отвергнуть все собственные интересы, которые обычно называют эгоистичными и в которые входит желание блага не только себе, но и своим близким только потому, что они наши близкие. Мы должны отказаться от всего, что составляет, так сказать, земное счастье. Нужно взять крест и следовать за Господом, то есть быть готовым к всевозможным страданиям.
«Возьми крест свой». Некоторые толкователи Евангелия обращают особенное внимание именно на эти слова: у каждого христианина свой крест, свои скорби. Мы же, испытывая какие-либо скорби, болезни или материальные лишения – что угодно, часто ропщем – внутренне, а иногда и вслух: «Почему я должен испытывать именно эти несчастья? Не могу я это терпеть. Пусть лучше будет другая болезнь, вот ее бы я вытерпел». Иногда неопытный человек, не имеющий духовного рассуждения, думает, что он мог бы даже пострадать за Христа, но при этом не может терпеть своего грубого соседа. Дескать, эта скорбь не имеет отношения к христианству и Евангелию. Или, например, за Христа человек пострадал бы, а переносить болезнь не может, потому что у него нет сил молиться и в церкви ему трудно стоять. Разве Богу это угодно, думает он? И мы начинаем выбирать: хотим избрать другой крест и отвергнуть собственный, оправдывая себя тем, что другое мы потерпели бы чуть ли не с удовольствием. На самом деле мы отвергаем то, что предоставил нам Промысл Божий для нашего спасения, то есть не хотим нести именно свой крест.
Мы должны отвергнуть себя и следовать за Господом, взяв свой крест, то есть быть готовыми терпеть все скорби – и не просто их терпеть, а ради исполнения заповедей, потому что иногда мы испытываем скорби по неразумию или даже по своим грехам. Например, я простудился оттого, что легко оделся в холодную погоду, значит, виной болезни является мое неразумие и чрезмерное упование на Бога, Которого я таким образом искушаю. Если я что-то украл, а потом подвергаюсь аресту, суду и лишению свободы и заслуженно терплю наказание, то это опять же скорбь не за Христа, а за мои грехи. Я нарочно привожу самые простые и яркие примеры. В жизни, конечно, все бывает более сложно и запутанно. Итак, твой крест будет действительно приносить тебе пользу, будет для тебя спасительным тогда, когда ты последуешь за Господом. Как говорит святитель Игнатий (Брянчанинов), для того чтобы крест твой стал спасительным, его нужно приложить ко Кресту Христову, от которого он заимствует силу. Иначе говоря, надо, чтобы твои скорби как бы соединились с теми скорбями, которые претерпел ради тебя Христос.

Если вы обнаружили ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter или нажмите здесь, чтобы сообщить нам.

Похожие записи