Страницы меню навигации

Официальный сайт Прихода храма иконы Божией Матери «Целительница» в г. Слуцке

18 марта – Неделя 4-я Великого поста, прп. Иоанна Лествичника

18 марта – Неделя 4-я Великого поста, прп. Иоанна Лествичника

На земли ангела, и на небесех человека Божия,
мира благоукрашение, наслаждение благих,
добродетелей постнических похвалу, Иоанна почтим

В Богослужении четвертой недели святая Церковь предлагает нам высокий пример постнической жизни в лице преподобного Иоанна Лествичника. Величайший из подвижников благочестия, преподобный Иоанн не только сам достиг высоты духовного совершенства, но и другим оставил руководство для их духовной жизни, написав душеспасительное сочинение «Лествицу», где представил 30 ступеней духовного восхождения от совершенства к совершенству. В «Лествице» описывается борьба подвижника благочестия с пороками и страстями, которые свойственны падшей человеческой природе – это и чревоугодие, и блуд, сребролюбие, гордость, тщеславие, гнев и прочие. Вместе с этим «Лествица» руководит к воспитанию добродетелей, обязательных для всех христиан, таких как кротость, целомудрие, терпение, смирение, молитва и другие. Изображая путь постепенного восхождения к нравственному совершенству, книга сия является верным и надежным руководством к духовной жизни для ревнующих о благочестии и спасении души.
По выражению святой Церкви, как глубоконазидательная подвижническая жизнь преподобного Иоанна «паче меда и сота услаждает чувства наши», так и его достохвальная «Лествица рая» приносит присноцветущие плоды учения, души возводя от земли к небесной славе.
(Евангелие от Марка, зачало 40, глава IX, стихи 17–32)
Он спросил книжников: о чем спорите с ними? Один из народа сказал в ответ: Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым: где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет. Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли. Отвечая ему, Иисус сказал: о, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне. И привели его к Нему. Как скоро бесноватый увидел Его, дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену. И спросил Иисус отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства; и многократно дух бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам. Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему. И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию. Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него. И, вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался, как мертвый, так что многие говорили, что он умер. Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал. И как вошел Иисус в дом, ученики Его спрашивали Его наедине: почему мы не могли изгнать его? И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста. Выйдя оттуда, проходили через Галилею; и Он не хотел, чтобы кто узнал. Ибо учил Своих учеников и говорил им, что Сын Человеческий предан будет в руки человеческие и убьют Его, и, по убиении, в третий день воскреснет.
Сейчас мы слышали чтение из Евангелия от Марка. Евангелист Марк очень кратко, короче всех евангелистов, рассказывает о том, что происходило с момента выхода Спасителя на проповедь до Воскресения Его из мертвых. Но те события, на которых он останавливает свое внимание, он, наоборот, передает гораздо более подробно. В этом отношении не уступает ему, пожалуй, только Иоанн Богослов. И вот как описывает евангелист Марк – очень живо, правдоподобно – исцеление Господом Иисусом Христом бесноватого юноши.
Когда Господь вместе с Петром, Иаковом и Иоанном сошел с Фавора, о чем в Евангелии говорилось ранее, Он увидел, что книжники в толпе спорят с Его учениками. Книжники, как мы поймем из дальнейшего повествования, воспользовались неудачей учеников Спасителя и стали упрекать их в бессилии и в том, что их учение сомнительно, а Учитель их недостоин такого доверия, какое они к Нему испытывают. Ученики эти, может быть, находились в некотором смятении, толпа же, безусловно, следила за спором с интересом и жадностью.
Господь наш Иисус Христос спросил книжников: «О чем вы спорите с ними?» (ст. 16). Но спросил так не потому, что не знал причины спора, не знал, что вообще здесь сейчас происходит, а потому, что хотел сделать эту причину очевидной для всех. И тогда отвечать вызвался не кто-либо из книжников, но сам тот человек, из-за которого началось это смятение: «Учитель, я привел к Тебе сына моего, имеющего духа немого. И где он на него ни нападет, бросает его на землю, и он испускает пену и скрежещет зубами и коченеет; и сказал я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не смогли» (ст. 17–18). Конечно, этот человек повел своего сына к Господу Иисусу Христу потому, что слышал о многих сотворенных Им чудесах, в том числе об изгнании бесов из душевнобольных. Но случилось так, что в то время Его не было с учениками, и тогда человек тот обратился с просьбой к ним, ибо они по благословению Спасителя также творили чудеса, проповедуя скорое наступление Царствия Небесного. Но здесь учеников постигла неудача. Произошло нечто такое, чего они не ожидали. И кто знает, может быть, в этом была совсем не их вина, ведь сам отец больного юноши не имел веры или она была нетвердой, малой. Однако не исключено, что и вера учеников была недостаточна, как рассуждают некоторые толкователи.
В ответ на краткий рассказ отца отрока Спаситель сказал: «О, род неверный! Доколе с вами буду? Доколе буду выносить вас?» (ст. 19). Господь сразу указал на истинную причину того, что чудо не произошло, – неверие. Это касалось не только самого того человека, но и окружавших его. Может быть, сам он пришел туда с верой, но потом, услышав возражения и споры книжников, высказывавших свои сомнения, потерял твердую веру, которая необходима для совершения чуда. И потому Спаситель обращается не только к нему, но и ко всем присутствующим: «О, род неверный! Доколе с вами буду? Доколе буду выносить вас?» Здесь Он проявляет человеческое чувство негодования. Но негодование не такое, какое бывает у нас, то есть смешанное с неприязнью к ближнему, а негодование, происходящее от любви к этим самым заблуждающимся людям. Подобное негодование проявляет, например, человек по отношению к своему больному близкому родственнику, который почему-то не бережет свое здоровье, не уделяет ему достаточного внимания. Можно было бы привести и другие похожие примеры.
«Доколе с вами буду? Доколе буду выносить вас? Приведите его ко Мне. И привели его к Нему» (ст. 19–20). Этот юноша даже не мог самостоятельно передвигаться, потому что испытывал непреодолимую слабость, или же, как мы и сами замечали за бесноватыми и слышали из рассказов о них, злой дух не допускал его к Спасителю, как бы противился тому, чтобы юношу привели к Нему. И потому, видимо, несколько человек были вынуждены тащить его силой.
«И увидев Его, дух тотчас свел его сильной судорогой; и упав на землю, он катался, испуская пену» (ст. 20). Близость к Источнику благодати, Источнику Божественной славы и святости заставила демона, находившегося в юноше, прийти в смятение и напасть на страдальца с большей силой. Демон либо имел намерение показать, что здесь уже ничто не в силах помочь – болезнь слишком серьезна, либо, сам мучаясь, он мучал и того, в ком находился.
«И Иисус спросил отца его: сколько времени, как это случилось с ним? Он же сказал: с детства» (ст. 21). В этих словах, хотя и кратких, очень много смысла. Что значит «с детства»? Это значит, что тот отрок не был виноват в своем бесновании, но вина его ужасной болезни и страданий лежала на родителях. За грехи родителей ребенок, будучи сам еще невинным, оказался в такой страшной беде. Далее это подтвердится из уже более откровенных и потому более понятных и ясных слов отца юноши: «И часто в огонь бросал его дух и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, помоги нам, сжалься над нами» (ст. 22). Здесь сомнение этого человека обнаруживается еще больше. Сначала он упрекает учеников Спасителя в том, что они не смогли этого сделать, а своей вины не видит. Потом показывает, что сомневается уже и в том, что Сам Спаситель может что-либо сделать, обращается к Господу с такими словами: «Но, если что можешь…». Говорит не так: «Если можешь, исцели его», но так: «Если что можешь», иными словами «помоги нам хоть в чем-нибудь; если Ты что-то можешь, так в этом (даже малом) помоги нам». Отец отрока не доверяет Спасителю, не надеется, что Он может сотворить это чудо – полностью исцелить его сына.
«Иисус же сказал ему: ты сказал – «если что можешь». Всё возможно верующему» (ст. 23). Этот перевод Евангелия для нас несколько непривычен, но он, как мне кажется, является наиболее точным. «Ты сказал – «если что можешь». Всё возможно верующему», то есть: «Ты сомневаешься в том, что Я могу что-то, но на самом деле все зависит от тебя; если бы ты был истинно верующим, тогда для тебя все было бы возможно». Вдруг до глубины сердца этого человека дошло осознание того, что вина в болезни сына на нем, что у него самого не хватает веры и что, может быть, за его неверие или маловерие с детских лет страдает его сын.
И тут он вскричал: «Верую, помоги моему неверию» (ст. 24). Эти слова противоречивы с точки зрения логики: «Верую, помоги моему неверию», но они глубоко жизненны и искренни. Здесь отец отрока уже признался в своей немощи, в своем страшном душевном недуге, который был причиной болезни ребенка и воспрепятствовал тому, чтобы ученики Спасителя его исцелили. Возможно, кто-то возразит, что нам точно неизвестно, неверие или какой-либо другой порок был причиной душевной болезни сына этого человека. Однако мы точно знаем, что грехи по большей части происходят от неверия и маловерия. И если даже из-за какого-нибудь другого греха, какой-либо другой страсти родители были наказаны через их ребенка, то это не является опровержением нашей мысли: если бы была истинная вера, то была бы и праведная жизнь.

Если вы обнаружили ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter или нажмите здесь, чтобы сообщить нам.

Похожие записи