Страницы меню навигации

Официальный сайт Прихода храма иконы Божией Матери «Целительница» в г. Слуцке

Животворная традиция древнерусской иконописи

Животворная традиция древнерусской иконописи

22 марта 2018 года в кафедральном соборе Рождества Христова в городе Солигорске состоялось торжественное открытие выставки «Животворная традиция древнерусской иконописи», посвященной 220-летию со дня рождения и 150-летию блаженной кончины митрополита Иосифа (Семашко), инициатора воссоединения белорусских униатов с Православной Церковью.

Открыл выставку руководитель отдела по канонизации святых Слуцко-Солигорской епархии протоиерей Александр Шкляревский.

Собравшихся приветствовали архимандрит Алексий (Желенок), настоятель прихода храма великомученицы Варвары агрогородка Боровики Светлогорского благочиния (Гомельская епархия), из которого прибыли экспонаты выставки, а также Александр Коршук, помощник настоятеля и координатор прихода храма великомученицы Варвары, руководитель приходской воскресной школы. Гости преподнесли в дар кафедральному собору Рождества Христова киот с частицей гроба святителя Луки Крымского.

С ответным словом к присутствующим обратился настоятель прихода кафедрального собора Рождества Христова протоиерей Григорий Беляцкий.

Основу экспозиции составляют изображения Спасо-Преображенской церкви Спасо-Евфросиниевского Полоцкого монастыря.

Спасо-Преображенская церковь Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря – единственный в Беларуси памятник XII века, где почти полностью сохранилась фресковая роспись. Известно, что на территории Восточной Руси имеется лишь один храм аналогичной сохранности – Спасо-Преображенская церковь (ок. 1140 года) Мирожского монастыря во Пскове, чья живопись также представлена в экспозиции. Здесь представлены и более поздние образцы псковской художественной школы – фрески церкви Рождества Богородицы Снетогорского монастыря близ Пскова (1313 года).

Стены Полоцкого Спасского храма расписаны изображениями святых и библейских сюжетов в византийском стиле.

Они и сейчас волнуют своей одухотворённостью, сдержанной, но богатой гаммой, в которой сочетаются красные, коричневые, синие и жёлтые цвета.

Этот стиль создаёт светоносность изображения, чтобы показать, что Сам Бог, являющийся миру, есть Свет: «Я – свет миру» (Ин.8; 12). В таких фресках (иконах) Бог-Свет – главный «Персонаж». Даже если на иконе изображены святые, «главное действующее Лицо» здесь Свет, то есть Бог, Который овладевает человеком и миром и преображает их.

Выставка посвящена митрополиту Литовскому и Виленскому Иосифу Семашко (1798–1868 года), воссоединившего многих белорусов с живительной традицией Православия. Его трудами в 1839 г. на территории Российской империи (территориях нынешних Беларуси и Украины, Польши) прекратилось действие Брестской церковной унии.

Это событие стало самым важным в конфессиональной истории литовско-белорусских земель в ХІХ в. Благодаря его деятельности по упразднению унии, православными стали около полутора миллионов человек, и мы – их потомки, сейчас идём по православному пути ко спасению.

Упразднение унии, через которую распространялась полонизация нашего края, благотворно повлияла на возрождение белорусского самосознания и в этом плане мы можем назвать владыку Иосифа Семашко отцом белорусского народа.

Символично для чтимой нами памяти святителя Иосифа, что здесь представлены древние православные фрески именно Полоцка, города, где в 1839 году прошёл, организованный митрополитом Иосифом, Собор по упразднению унии, по обращению к светоносному Православию, красота которого так тронула его душу, и к которому он обратился всем сердцем.

Выставка организована совместными усилиями Белорусской Государственной Академии искусств и Отделом по канонизации святых Слуцко-Солигорской епархии, Приходом храма святой великомученицы Варвары агрогородка Боровики Светлогорского благочиния Гомельско-Жлобинской епархии.

Выставка будет работать до 9 июня 2018 года.

Если вы обнаружили ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter или нажмите здесь, чтобы сообщить нам.

Похожие записи