Страницы меню навигации

Официальный сайт Прихода храма иконы Божией Матери «Целительница» в г. Слуцке

25 марта – Неделя 5-я Великого поста, прп. Марии Египетской

25 марта – Неделя 5-я Великого поста, прп. Марии Египетской

Удобь претерпела еси, мати, пустынный труд,
укреплена державною силою Христовою
скверная бо помышления находящая,
струями божественных слез угасила еси, чистая.

Церковная этой недели посвящена воспоминанию и прославлению подвигов святой преподобной матери нашей Марии Египетской. В жизни ее Святая Церковь обращает внимание на две противоположности: на глубину ее греховного падения и на высоту благодатного восстания. Двенадцати лет она ушла из родительского дома в Александрию и, будучи свободной от родительского надзора, молодой и неопытной, увлеклась порочною жизнью. Через 17 лет такой жизни Мария сознала свое падение, когда, будучи в Иерусалиме, не смогла войти в , удерживаемая невидимой силой. Принесши Господу глубокое покаяние, она из Иерусалима удалилась в пустыню иорданскую и там 48 лет подвизалась в полном уединении, посте, молитве и слезах. Назидая верующих ее примером и ободряя духовно труждающихся, Церковь указывает, что истинное покаяние изглаждает самые тяжкие грехи, и может возвести кающегося грешника на высокую степень духовного совершенства.
(Евангелие от Марка, 47 зачало, глава X, стихи 32–45)
Когда были они на пути, восходя в Иерусалим, Иисус шел впереди их, а они ужасались и, следуя за Ним, были в страхе. Подозвав двенадцать, Он опять начал им говорить о том, что будет с Ним: вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет. Тогда подошли к Нему сыновья Зеведеевы Иаков и Иоанн и сказали: Учитель! мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чем попросим. Он сказал им: что хотите, чтобы Я сделал вам? Они сказали Ему: дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей. Но Иисус сказал им: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь? Они отвечали: можем. Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься; а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую – не от Меня зависит, но кому уготовано. И, услышав, десять начали негодовать на Иакова и Иоанна. Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будем вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.
(Евангелие от Луки, 33 зачало, глава VII, стихи 36–50)
Некто из фарисеев просил Его вкусить с ним пищи; и Он, войдя в дом фарисея, возлег. И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром. Видя это, фарисей, пригласивший Его, сказал сам в себе: если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница. Обратившись к нему, Иисус сказал: Симон! Я имею нечто сказать тебе. Он говорит: скажи, Учитель. Иисус сказал: у одного заимодавца было два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят, но как они не имели чем заплатить, он простил обоим. Скажи же, который из них более возлюбит его? Симон отвечал: думаю, тот, которому более простил. Он сказал ему: правильно ты рассудил. И, обратившись к женщине, сказал Симону: видишь ли ты эту женщину? Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал, а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отёрла; ты целования Мне не дал, а она, с тех пор как Я пришел, не перестает целовать у Меня ноги; ты головы Мне маслом не помазал, а она миром помазала Мне ноги. А потому сказываю тебе: прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит. Ей же сказал: прощаются тебе грехи. И возлежавшие с Ним начали говорить про себя: кто это, что и грехи прощает? Он же сказал женщине: вера твоя спасла тебя, иди с миром.
Сегодня мы совершаем преподобной Марии Египетской. Житие ее Церковь напоминает нам каждый год на богослужении, называемом обычно «Стоянием Марии Египетской», во время которого полностью читается канон преподобного Андрея Критского. Поэтому житие это на слуху у всех и, по крайней мере в общих чертах, все его знают.
Преподобная Мария в отроческие годы ушла из дома от своих родителей в Александрию, бывшую в то время одним из самых великих, самых славных, культурных и богатых городов Римской империи. Кто знает, по какой причине это произошло – по внушению ли сатанинскому или по собственному ее произволению, – но, так или иначе, там она начала предаваться безудержному сладострастию. И не потому, как она говорила после, что нуждалась в каких-то средствах для существования, а исключительно потому, что считала, будто именно в подобном наслаждении плотскими удовольствиями и состоит смысл жизни человека.
В философии существует направление, называемое «гедонизмом», смысл которого состоит в том, что нужно наслаждаться всевозможными земными благами. Много философов строили свои теории на подобной основе, лишь в некоторых моментах их мнения различались. На практике все, кто исповедовал такую философию, стремились, сознательно или нет, взять от жизни всё. Есть даже нехорошая поговорка: «Живем один раз». Собственно, философия происходит из чувств сердца, и любая теория является только оправданием внутреннего состояния того или иного человека. Люди, сознательно или бессознательно исповедуя философию гедонизма, думают, что счастливы, когда получают как можно больше наслаждений. Причем одно из самых страшных, гибельных для человека и одновременно одно из самых распространенных убеждений состоит в том, что наибольшее наслаждение приносит человеку страсть блуда.
Преподобная Мария с отроческого возраста, с тринадцати лет, безудержно предавалась страшному разврату, проводя дни свои в пирах и оргиях. Это продолжалось до тридцати лет – возраста, когда у человека окончательно формируются все его душевные и телесные силы. Поскольку она вела такой образ жизни, можно предполагать, что развращенность стала ее естеством. И в это самое, казалось бы, страшное время, когда Мария и не помышляла о спасении души и вообще о чем-либо духовном, неожиданно ее посетил Господь. Как вы знаете, она приплыла из Александрии в Иерусалим, оплатив свой проезд на корабле ужасным способом – развратом. Когда же она захотела войти в храм Святого Города, чтобы поклониться Кресту, невидимая сила Божия ее не пустила. И только после молитвы к Божией Матери, после обещания исправить свою жизнь она смогла войти. Потом Мария ушла в пустыню, где пребывала в подвиге сорок лет. Подвизалась она необыкновенно строго и достигла такого благодатного состояния, что обрела дар прозорливости. Будучи неграмотным человеком, она знала Священное Писание, во время молитвы поднималась на воздух, ходила по воде, за кратчайшее время силой Божией могла преодолевать огромные расстояния. И это-то немногое, что видел преподобный Зосима и что было признаком ее духовности. О внутреннем же состоянии подвижницы, ее близости к Богу мы можем только догадываться, судя по этим, отнюдь не самым главным и важным, однако очевидным внешним признакам.
Преподобная Мария была великой грешницей. Если мы взглянем на себя, то, конечно же, увидим, что каждый из нас боится, как бы грехи наши не стали известны другим людям, и весьма стыдится их. Часто на Исповеди мы, с трудом преодолевая этот естественный стыд, являющийся следствием нашей греховности, едва-едва можем что-нибудь откровенно рассказать о себе духовнику, который нас хорошо знает. И больше всего желаем, чтобы наши грехи были преданы полному забвению людьми, а в особенности Богом. Но взгляните на Марию Египетскую. О ее страшной греховности, о ее безудержном, даже, можно сказать, жестоком, противоестественном разврате, начавшемся с детских лет, знает весь мир. Вся вселенная знает о том, что эта женщина была развращенной в чрезвычайной степени, о ее греховности проповедуется в Церкви. Но что за чудо: покаяние превратило самое страшное бесславие, самый низкий позор в славу! И по-настоящему понять святость преподобной Марии можно, лишь сравнив приобретенную ею чистоту с прежней ее порочностью. На все времена, для всех народов, исповедующих Православие, Мария Египетская стала образцом покаяния, образцом надежды на Бога. Она показала, что даже самый падший и низкий человек имеет надежду не только на прощение грехов, но и на то, чтобы стать особенно близким к Богу, соделаться как бы любимцем Божиим, стать даже равноангельным. И если мы не достигаем подобного состояния, не освящаемся в такой степени, как преподобная Мария, то в этом наша вина. Может быть, мы не способны поститься или подвизаться в пустыне так, как она. Но покаяние заключено не столько во внешних подвигах, сколько в нашем внутреннем состоянии. Лишь потому, что мы не имеем такой ревности, какую имела эта великая подвижница, мы не приобретаем и такой благодати.

Если вы обнаружили ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter или нажмите здесь, чтобы сообщить нам.

Похожие записи