Страницы меню навигации

Официальный сайт Прихода храма иконы Божией Матери «Целительница» в г. Слуцке

1 апреля – Неделя 6-я Великого поста, Вербное воскресенье

1 апреля – Неделя 6-я Великого поста, Вербное воскресенье

Красуйся и радуйся Церкве Божия:
се бо Царь твой прииде в правде,
на жребяти седя, от детей воспеваемый:
осанна в вышних!

Сегодняшний день – торжественный и светлый, на время преодолевающий сосредоточенно-скорбное настроение Великого поста и предваряющий радость Святой Пасхи. В празднике Входа Господня в Иерусалим ярко загорается слава Христа как Всемогущего Бога, и как Царя, сына Давидова, Владыки, приветствуемого избранным народом Божиим. В этот день Церковь вспоминает, что пришедшие на Пасхи иудеи встречали Иисуса как мессию, как пророка, как великого чудотворца, ибо знали, что Он незадолго до этого воскресил четверодневного Лазаря. Взрослые и дети пели и ликовали, подкладывали под ноги осла, на котором Он ехал, свои одежды, встречали Его зелеными ветвями и цветами. От обычая употреблять в этот вайи (ветви финиковой пальмы) он называется Неделею «Ваий», «Цветоносия», «Цветною». У нас же этот называется «Вербным воскресением», т. к. вайи заменяются вербой, поскольку ранее других деревьев являет она признаки пробуждающейся после долгой зимы жизни. Стояние с этими ветвями и зажженными свечами – это воспоминание торжественного Входа Царя Славы на вольные страдания. Молящиеся как бы встречают невидимо грядущего Господа и приветствуют Его, как победителя ада и смерти.
В воскресенье вечером богослужебные тексты свидетельствуют о наступлении Страстной, или Великой, седмицы. Начиная с вечерни недели Ваий, все песни Триоди Постной ведут нас по следам Господа, грядущего на вольную смерть.
(Евангелие от Иоанна, 41 зачало, глава XII, стихи 1–18)
За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых. Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, и Лазарь был одним из возлежавших с Ним. Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира. Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал: Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали. Иисус же сказал: оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего. Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда. Многие из Иудеев узнали, что Он там, и пришли не только для Иисуса, но чтобы видеть и Лазаря, которого Он воскресил из мертвых. Первосвященники же положили убить и Лазаря, потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса. На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев! Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано: Не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле. Ученики Его сперва не поняли этого; но когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что так было о Нем написано, и это сделали Ему. Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых. Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо.
Когда Господь входил в Иерусалим, то непосредственные свидетели воскрешения Лазаря объясняли причину своего ликования всем, кто пришел, чтобы увидеть это необыкновенное торжественное шествие, всем любопытствующим, стекавшимся с разных сторон Иерусалима (в Иерусалиме в то время было много богомольцев, пришедших на Пасху из разных стран). Люди свидетельствовали о том, что своими глазами видели, как Лазарь вышел из гробницы, как Господь воздвиг его из мертвых. Нам неизвестно, участвовал ли в этом шествии сам Лазарь, но свидетели его воскресения, как мы узнаем из Евангелия, там были. Притом, видимо, их было много, потому что и в Евангелии от Иоанна мы читаем, что «многие из Иудеев пришли к Марфе и Марии утешать их» (Ин. 11, 19). И все эти «многие» были, сознательно или несознательно, также живым доказательством великого чуда.
«Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо» (ст. 18). Истинное духовное величие состоит не в том, чтобы Господь торжественно вошел в город как некий полководец или победоносный воин, не в том, чтобы Он покорил врагов, которые притесняли иудеев уже на протяжении многих столетий. И даже не в том, что Господь чудесным образом накормил тысячи нуждающихся голодных людей (см. Мф. 14, 14–21). Мы помним, что когда народ после чудесного умножения хлебов собрался прославить Христа и объявить Его Царем Израилевым, то Он скрылся, отвергнув такое поклонение. Господь не хотел, чтобы люди почитали Его Царем по такому житейскому человеческому мотиву, то есть за то, что Он их накормил. Конечно, они видели чудо и потому намеревались возвеличить Христа, но, с другой стороны, ими руководило и желание всегда пользоваться вещественными благами. Они хотели сделать Христа своим Царем, чтобы никогда не испытывать никаких земных нужд, потому Господь и не захотел, чтобы Его прославили за это, пусть и великое, чудо. Но вот Он воскресил из мертвых Лазаря Четверодневного и явился победителем смерти, Он пренебрег всеми остальными скорбями и бедами человеческой жизни, не обратил внимания на таких врагов израильского народа (в то время единственного правоверующего народа на земле), как римляне, или персы, или другие народности Востока и Запада, время от времени вот уже на протяжении нескольких столетий притеснявших Ветхозаветную Церковь. Пренебрег всем этим как несущественным и не имеющим значения, потому что все земные нужды и скорби, происходящие от людей или от стихийных бедствий, в конечном счете приводят к смерти. Тот, Кто сокрушил смерть, избавил людей от страха подвергнуться земным скорбям. Победив смерть, Господь захотел, чтобы именно тогда Его и прославили как Израильского Царя – не как победителя врагов или избавителя от разных земных лишений, а как победителя смерти.
Были чудеса, которые Господь сотворил уже после входа в Иерусалим. Можно их перечислить – их немного. Он иссушил смоковницу, чтобы показать Свое могущество не только в отношении милосердия, но и если бы Он захотел, то и в отношении гнева и наказания (см. Мф. 21, 19). Тем самым Господь засвидетельствовал, что предается Своим врагам добровольно. Когда намеревавшиеся Его арестовать – а с ними был и Иуда – пришли в Гефсиманский сад и объявили, Кого они ищут, Спаситель сказал: «Это Я» – и все они пали на землю (см. Ин. 18, 6). Таким образом Он обнаружил перед ними Свое могущество, а Своим ученикам дал понять, что по Своей воле идет на страдания для принесения Искупительной Жертвы. Другим чудом было исцеление Малха, одного из рабов, пришедших взять Господа под стражу. Исцеляя его, Спаситель учит нас любить своих врагов, даже в тот самый момент, когда они откровенно желают нам зла. Вот те чудеса, которые сотворил Господь до Своих страданий.
Во время Его Крестных Страстей также совершались необыкновенные знамения и явления (см. Лк. 23, 45). Разорвалась завеса, отделявшая Святое от Святая Святых, а это означало, что иудейский Храм опустел, его оставила благодать. Произошло затмение солнца, то есть и сама природа содрогнулась от такого страшного преступления иудеев и от величия Той Жертвы, которую Иисус Христос принес за всех нас. И, наконец, Воскрешение из мертвых Самого Спасителя – это самое великое чудо, явившееся как бы завершением Его миссии на земле. Кроме того, Господь еще и воззвал из гробов многих умерших праведников, которые явились верующим людям и свидетельствовали о Его грядущем Воскресении (см. Мф. 27, 52–53). Нам известно и о многих чудесных явлениях Спасителя по Его Воскресении, сопровождавшихся необыкновенными событиями. Например, мы знаем о чудесном лове рыбы на Генисаретском озере (см. Ин. 21, 1–14), о том, как Господь вошел в горницу, где находились Его ученики, через запертую дверь (см. Ин. 20, 19). Однако до Крестных страданий Господа Иисуса Христа чудо воскресения из мертвых Лазаря Четверодневного было величайшим и потрясло весь Иерусалим, так как произошло оно недалеко от города и весть о нем разнеслась среди всех иерусалимлян. Это было последней попыткой Спасителя обратить к истине упрямых, лукавых и своенравных иудеев, чтобы они познали в Нем Христа.
Но мы видим, что ликование народа, сопровождавшее вход Господень в Иерусалим, очень скоро угасло. Наверное, уже к концу того же дня люди забыли о произошедшем чуде. Это был лишь мгновенный всплеск их восторга и радости. Ведь они ожидали увидеть какое-то внешнее торжество: ликующих воинов, окружающих Спасителя и выступающих на Его стороне, низверженных Им иудейских правителей, в первую очередь римских чиновников и воинов, находившихся в Иерусалиме. Не увидев всего этого и не понимая или не понимая до конца именно духовную победу Господа, люди разошлись, и все успокоилось. А через несколько дней эти люди имели уже совсем другое настроение. Может быть, в душе они имели какую-то веру, но, боясь своих начальников, своих первосвященников, они поддались человекоугодию, из-за которого люди хотят выглядеть здравомыслящими в глазах своих ближних, соседей и друзей и не желают быть какими-то особенными. Поддавшись этому чувству, они отреклись от Спасителя, и как несколько дней назад многие из них говорили: «Осанна!» – так потом кричали: «Распни, распни Его!»
Мы, православные христиане, вспоминая в назидание себе это евангельское повествование, уверяемся в Божественном происхождении Господа нашего Иисуса Христа. Но в то же самое время мы должны укорять самих себя и извлекать для себя, может быть, и печальные уроки. Мы увидели, как человекоугодие привело иудеев в конечном счете к душевной катастрофе. Но и мы иногда прославляем Бога из человекоугодия, прославляем Его, потому что «все» это делают. Когда все увлечены энтузиазмом к совершению добрых дел, служению Богу, каким-то частным проявлениям благочестия, тогда и мы вместе со всеми готовы на это. Когда же мы сталкиваемся с людьми, противящимися истине, то так же легко поддаемся нерадению и маловерию, так что выражение пламенной веры через несколько дней сменяется глубочайшими сомнениями. В значительной степени все эти беды происходят с нами из-за страшной страсти человекоугодия, из-за того, что мы хотим быть «как все». Но мы не должны руководствоваться этим принципом, для нас главное – это Истина. Если все будут за Истину, то и мы будем со всеми, если же все будут против Истины, то мы должны остаться с ней, пусть даже мы будем одни или в малом числе. Ведь лишь немногие ученики Спасителя, которые сохранили преданность Ему и в душе все же не утратили веру, хотя и проявили малодушие и, отрекшись, бежали, за одну свою веру и внутреннюю преданность сподобились стать проповедниками Истины. Они не только сами исповедовали ее, но были ее проповедниками и свидетелями по всей земле. Своими, как говорит пророк, «прекрасными ногами» (см. Ис. 52, 7; Рим. 10, 15) они покорили Истине Христовой весь мир. Не мечом, не силой, не государственным могуществом, как делали, например, магометане, завоевывавшие разные народы, но исключительно проповедью и силой своей веры.

Если вы обнаружили ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter или нажмите здесь, чтобы сообщить нам.

Похожие записи