Страницы меню навигации

Официальный сайт Прихода храма иконы Божией Матери «Целительница» в г. Слуцке

17 мая – Вознесение Господне

17 мая – Вознесение Господне

Вознесения является важнейшим и великим и относится к разряду праздников, несомненно установленных апостолами. Он празднуется в сороковой день по Пасхе. Свое название он получил от воспоминаемого и прославляемого в этот день события вознесения Господа нашего Иисуса Христа во плоти на небо.

В последний день Своего видимого пребывания на земле Господь Иисус Христос взошел со своими учениками на гору Елеонскую. Благословляя апостолов, Господь «отступи от них, и возношашеся на небо». Они благоговейно поклонились Ему, и с трепетным изумлением смотрели, как Он возносился на небо, пока, наконец, облако не скрыло Его от их взоров. Славно было видимое вознесение Спасителя на небо, но гораздо славнее было дальнейшее невидимое восхождение Его ко Отцу Своему, в Вечное Божественное царство. Возносившегося Господа с трубным гласом встречали и сопровождали ангелы. Сам Бог Отец с любовью принял к Себе Сына Своего, Богочеловека Иисуса Христа, Которого и посадил одесную Себя. Отныне для всех нас открыт вход на небо, куда Предтечею за нас вошел Иисус, и куда по Его небошественной стезе восходят все истинные Его последователи.

Богослужение этого дня проникнуто высоким чувством радости, ибо по слову св. Иоанна Златоустого «ныне люди уподобились ангелам, человеки соединились с бесплотными, и из сего сродства произошел великий союз; Господь всех, восшедши на небо, примирил с Отцем Своим род человеческий; мы, которые, по-видимому, были недостойны земли, ныне вознесены на небо с самим естеством своим; и природа, от которой херувимы охраняли рай, ныне сама восседит на херувимах».

(Евангелие от Луки, 114 зачало, глава XXIV, стихи 36–53)

Когда они говорили о сем, Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам. Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа. Но Он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня. И, сказав это, показал им руки и ноги. Когда же они от радости еще не верили и дивились, Он сказал им: есть ли у вас здесь какая пища? Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда. И, взяв, ел пред ними. И сказал им: вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах. Тогда отверз им ум к уразумению Писаний. И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему. И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше. И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью. И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога. Аминь.

Вознесшись, Господь наш Иисус Христос воссел «одесную Бога и Отца». Что значит «одесную»? «Бог есть Дух», Он наполняет Собой все пространство, вернее, превосходя его, в Себе его содержит. Бог – Существо безграничное и даже, как говорят наиболее мудрые из богословов, выше всякого именования и понятия (тем более человеческого), описать или изобразить Его никак невозможно. Всякое изображение будет только более или менее относительным приближением к познанию безграничного существа Божия. Когда же человек опытно, то есть духовно, при помощи молитвы, познаёт, что есть Бог, то он оставляет все определения и уже не может рассказать о своем знании, хотя бы он был и самым мудрым человеком. Апостол Павел говорит, что он слышал неизреченные глаголы, которые невозможно выразить на человеческом языке (см. 2 Кор. 12, 4). Поэтому про Бога нельзя сказать, что кто-то сел справа или слева от Него – такие пространственные понятия свойственны лишь человеку. Но поскольку в человеческих понятиях десница – правая рука – есть символ силы, власти, постольку и говорится, что Господь как человек воссел одесную Бога и Отца. Как Бог и Сын Божий, Он никогда не отлучался от Отчих недр. Ибо все Ипостаси Пресвятой Троицы – Отец, Сын и Святой Дух – существуют в непознаваемом единстве, имея одновременно и собственный образ существования.

Все это – непостижимые тайны, и, казалось бы, для чего я говорю о таких отвлеченных и ненужных в суетной жизни предметах? Вы скажете: нам надо думать о том, как бы в ходить, посты соблюдать, правило выполнять, а еще хорошо бы непрестанно читать Иисусову молитву – и хватит, зачем говорить о таких возвышенных вещах? Но если у нас будет неправильное представление о Боге, то будет и неправильная молитва.

В празднике Вознесения соединяется безграничное и ограниченное, конкретное и всеобъемлющее. В этом и есть чудо христианства, когда ты словно бы не можешь, не хочешь верить, но верить вынужден. Ведь только человек, противящийся истине подобно демону, может отвергнуть очевидное и не поверить, что Тот, Кто на глазах многих и многих свидетелей вознесся на небо непостижимым для нас образом, есть воистину Сын Божий.

Если вы обнаружили ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter или нажмите здесь, чтобы сообщить нам.

Похожие записи