Страницы меню навигации

Официальный сайт Прихода храма иконы Божией Матери «Целительница» в г. Слуцке

27 мая – Пятидесятница (День Святой Троицы)

27 мая – Пятидесятница (День Святой Троицы)

Видехом свет истинный,
прияхом Духа Небеснаго,
обретохом веру истинную,
нераздельной Троице покланяемся:
Та бо нас спасла есть

В десятый день по вознесении Иисуса Христа, когда все ученики Господа были собраны в Иерусалиме, в Сионской горнице, – «бысть внезапу с небесе шум, яко носиму дыханию бурну» (как бы от несущегося сильного ветра). В это мгновение среди дома появилось множество языков огненного цвета; носясь над главами учеников, они опустились на них и опочили. Это не были действительно огненные языки, – они были «яко огненны», т. е. имели только вид огня – они лишь светили, но не жгли. Непосредственно за этими, или даже вместе с этими внешними явлениями, последовало внутреннее, совершившееся в душах верующих событие: «исполнишася вси Духа Свята». Как скоро огнь Божественный возгорелся в душах верующих, они исполнились святого восторга и в ответ на дар неба вознесли хвалы и благодарения Богу, Великому в Своих благодеяниях к роду человеческому. В чудесного и славного события этот день называется днем сошествия Святого Духа на апостолов.

Называется этот еще днем Святой Троицы. В своих песнопениях и молитвословиях Церковь чествует и прославляет все три Лица Святой Троицы, участвовавшие в сошествии Святого Духа: Бога Отца, пославшего Святого Духа, Бога Сына Иисуса Христа, умолившего Отца о послании Святого Духа, и Бога Святого Духа, сошедшего в виде огненных языков. Сошествие Святого Духа на верующих во Христа было завершением искупления и спасения Богом человека.

(Евангелие от Иоанна, 27 зачало, глава VII, стихи 37–52, глава VIII стих 12)

В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен. Многие из народа, услышав сии слова, говорили: Он точно пророк. Другие говорили: это Христос. А иные говорили: разве из Галилеи Христос придет? Не сказано ли в Писании, что Христос придет от семени Давидова и из Вифлеема, из того места, откуда был Давид? Итак произошла о Нем распря в народе. Некоторые из них хотели схватить Его; но никто не наложил на Него рук. Итак служители возвратились к первосвященникам и фарисеям, и сии сказали им: для чего вы не привели Его? Служители отвечали: никогда человек не говорил так, как Этот Человек. Фарисеи сказали им: неужели и вы прельстились? Уверовал ли в Него кто из начальников, или из фарисеев? Но этот народ невежда в законе, проклят он. Никодим, приходивший к Нему ночью, будучи один из них, говорит им: судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает? На это сказали ему: и ты не из Галилеи ли? рассмотри и увидишь, что из Галилеи не приходит пророк. Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни.

Сегодня мы празднуем великое событие: на пятидесятый день после Воскресения Спасителя на Его учеников сошел в виде огненных языков Дух Святой и исполнил их великой духовной силы, так что они даже обрели способность говорить на всех языках тех народов, среди которых должны были проповедовать.

Апостолы, ближайшие ученики Спасителя, были людьми в основном или неграмотными, или малограмотными, лишь немногие из них имели образование. Благодать же Святого Духа даровала им возможность проповедовать на иностранных языках всем народам земли. Но это было, конечно, не единственное дарование, которое апостолы получили от Господа в день Пятидесятницы. Они также получили дары чудотворения, изгнания бесов, пророчества, распознавания духов, от Бога ли они, – все Божественные дарования сошли на них во всей полноте. Когда мы читаем или слышим Деяния апостольские, повествующие об этой великой благодати, то удивляемся, ужасаемся и думаем, что сейчас такое уже невозможно. Поскольку такой благодати сейчас нет, то даже возникает сомнение, возможна ли она была и в то время. Действительно, подобные внешние признаки присутствия в человеке благодати, внешние ее проявления не всегда имеют место. Но в каждом из нас должно быть нечто, показывающее, что человек является христианином не только по имени, но и по жизни. Об этом главном признаке истинного христианина говорит Божественное Евангелие. Господь наш Иисус Христос еще до Своих Страданий предсказал пришествие великой благодати. Он произнес такие слова: «Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него; ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен» (Ин. 7, 38–39). Вот признак действия благодати, указанный в Священном Писании, и он должен присутствовать в каждом человеке: «реки из чрева его потекут воды живой». Это, конечно, образное выражение, ясно, что речь идет не о воде и, собственно, не о чреве, а о «внутреннейшем» человека, то есть о сердце, притом не о телесном органе, а о духовном сердце. Духовное сердце находится там же, где и сердце как телесный орган, но оно не есть сердце в собственном смысле слова, это – духовная внутренность, духовное чрево человека. Место, где оно расположено, в Священном Писании часто называется сердцем, иногда же – чревом, но на самом деле имеется в виду одно и то же. Если человек не только на словах верит в Спасителя, но и показывает свою веру самой жизнью, то у него в этом духовном чреве, сердце, начинает струиться Божественная благодать.

Если мы, допустим, кого-то осудим или сильно прогневаемся, а в особенности если злопамятствуем или долго не исповедуемся и не причащаемся, то чувствуем, что в душе нашей как будто наступает пустота, как-то скверно на душе. Есть даже такое выражение, относящееся к молитве: сухая молитва, или, как еще говорят, сухость в молитве, душевная сухость. Смотрите, какое точное выражение! Хотя оно не святоотеческое, а скорее народное, но очень часто употребляется в монашеской среде. Значит, некая влага в душе христианина, некоторая Божественная роса – это состояние, противоположное духовной или молитвенной сухости. И с умножением благодати эта роса превращается в ручей или реку, а у великих угодников Божиих и в бурный поток, бурное море, которое выплескивается из человека и освящает тех, кто его окружает. Когда христианин во время Иисусовой молитвы испытывает действие Божественной благодати, то в его сердце происходит нечто подобное тому, что бывает в кипящем котле, когда вода начинает закипать и переливается через край, заливая все помещение. Благодать Иисусовой молитвы орошает молящегося, и согревает сердце, и начинает переполнять его, и, наконец, истекает из него, как бы переливаясь через край, и наполняет тело и душу, и освящает всего человека. И весь он становится преисполненным благодати, как некоторое помещение, заполненное огнем, или светом, или водой. Это ощущение, совершенно точно описанное разными святыми отцами, также совпадает с тем кратким выражением Спасителя: «Реки из чрева его истекут воды живой». Реки, освящающие прежде всего самого человека, а потом уже, если бывает необыкновенное обилие благодати, переливающиеся через край, выходящие за пределы человеческой души и могущие освящать и ближних.

Если вы обнаружили ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter или нажмите здесь, чтобы сообщить нам.

Похожие записи