Страницы меню навигации

Официальный сайт Прихода храма иконы Божией Матери «Целительница» в г. Слуцке

28 мая – День Святаго Духа

28 мая – День Святаго Духа

Дух Святый, источник всякия благости,
существенне прииде, земныя концы небесною силою,
апостол ради исполнити

В следующий за Пятидесятницей понедельник совершается в честь Святого Духа. Он был установлен Церковью «ради величия Пресвятого и Животворящего Духа, яко един есть от Святой Троицы», и ради противодействия учению еретиков, отвергавших Божество Святого Духа и равночестность Его с Богом-Отцом и Богом-Сыном. Дух Святой называется Утешителем, потому что Он утешает, ободряет и умиряет нашу жизнь. Он ходатайствует о нас перед Богом воздыханиями неизреченными, как Человеколюбец, предстательствует о нас точно так же, как и Христос. Через Него подается всякая жизнь, движение, , так как Он – источник освящения и жизни. Всякая душа, согретая благодатью Святого Духа, живится, и живет в любви, радости, мире, долготерпении, милосердии, ибо это все плоды Его. Без Духа Святого, без его животворной силы мы были бы мертвы духовно.

(Евангелие от Матфея, 75 зачало, глава XVIII, стихи 10–20)

Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного. Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее. Как вам кажется? Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся? и если случится найти ее, то, истинно говорю вам, он радуется о ней более, нежели о девяноста девяти незаблудившихся. Так, нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих. Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь. Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе. Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них.

По словам святителя Игнатия (Брянчанинова), Предание Православной Церкви учит нас тому, что ради призывания Господа Иисуса Христа в Иисусовой молитве на нас сходит Дух Святой. Конечно же, Он сходит не только в результате одной этой молитвы. Однако именно в ней в особенности ясно и откровенно исповедуется Иисус Христос. Повторяя эту молитву, человек постоянно исповедует Иисуса Христа, и, ради понуждения к такому непрестанному исповеданию, благодать Святого Духа в особенности является в человеке. Например, о преподобном Симеоне Новом Богослове мы знаем, что он был делателем Иисусовой молитвы. Знаем об этом как из его жизнеописания, так и на основании того, что он оставил об этой молитве особенные поучения, какие оставили немногие отцы. Нам известно, что святитель Григорий Палама также был делателем Иисусовой молитвы и, подобно апостолам, сподоблялся явления Божественного света.

Отсюда мы можем сделать простой вывод: если более близкие к нам по времени , после которых остались подробные описания их духовного опыта, призывая Господа Иисуса Христа, испытывали такую же благодать, как апостолы, то, конечно же, и апостолы призывали Господа постоянно. Да и как они могли не вспоминать Его непрестанно, если, общавшись с Ним три с половиной года, прилепившись к Нему всей своей душой, возлюбив Его всем сердцем, вдруг с Ним разлучились? О любимых нами людях мы вспоминаем по несколько раз в день, иногда думаем о них целыми днями. Какую же любовь должны были испытывать (и испытывали) апостолы к Господу Иисусу Христу! Его нельзя сравнить ни с кем, Он бесконечно превосходит любого, самого замечательного человека

Ради такого преискреннейшего исповедания Господа Иисуса Христа и сошел на апостолов в виде огненных языков Божественным Своим действием Дух Святой, исполнив их неизъяснимой благодати, которую, пусть в малой степени, испытываем иногда и мы. Действительно, мы ощущаем ее, например, во время праздничного богослужения, или получив некоторое облегчение после исповеди, но в особенности после того, как с благоговением и сердечным сокрушением причастимся Святых Таин. Порой и при молитве вдруг появляется в душе какая-то теплота, мир, любовь к ближним. Это благодатное чувство, посещающее нас временами, отчасти знакомо и нам, апостолы же знали его в полной мере.

Так явился в мир Господь Иисус Христос, и так явился в мир Господь Бог Дух Святой.

Если мы будем жить, всячески понуждая себя к преискреннейшему исповеданию Господа Иисуса Христа, то Дух Святой посетит и нас. Он нам уже дарован, но пребывает в нас как некая скрытая возможность, и от нас зависит – станет она реальностью или так и останется нереализованной. И если мы в настоящей жизни эту возможность не реализуем, то в будущей жизни она от нас отнимется, и мы будем ввержены во тьму кромешную, то есть останемся вне познания Бога, вне Божественного света. Уже одно это, не говоря обо всем остальном, – страшная мука.

Если вы обнаружили ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter или нажмите здесь, чтобы сообщить нам.

Похожие записи