Страницы меню навигации

Официальный сайт Прихода храма иконы Божией Матери «Целительница» в г. Слуцке

17 июня – Неделя 3-я по Пятидесятнице («светильник тела есть око…»)

17 июня – Неделя 3-я по Пятидесятнице («светильник тела есть око…»)

(Евангелие от Матфея, 18 зачало, глава VI, стихи 22–33)

Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма? Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне. Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть? И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры! Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.

«Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом» (ст. 31–32). Это не означает, что мы совсем не должны трудиться, потому что оставление всех попечений – удел преуспевших людей, в совершенстве исполнивших Евангелие. Такие люди были. Нам же нужно знать свою меру. Это значит, что мы должны на первое место ставить заботу о спасении души, потому что наша цель – духовное, а не материальное благо. Счастье состоит в общении с Богом, в надежде на милость Божию, на вечную блаженную жизнь. И потому мы не должны уподобляться язычникам, которые все свое предназначение, цель всей своей жизни видят в земном наслаждении. Сегодняшнее евангельское чтение призывает нас не к тому, чтобы мы совсем ничего не делали, а к тому, чтобы мы видели целью своей жизни наслаждение благами духовными, а не земными. Отец наш Небесный знает земные наши нужды, мы действительно имеем такие потребности, это признает Евангелие, да и никто не отрицает, что люди нуждаются во всем земном, иное мнение было бы уже прелестью. О преподобном Иоанне Колове повествуется, что он в юности по неразумной ревности оставил своего родного брата, с которым они вместе подвизались, сбросил с себя одежду и ушел в пустыню, сказав: «Я буду жить в пустыне, как Ангел». Потом он был вынужден вернуться, и брат его смирил. Иоанн понял свою немощь, понял, что он человек и должен трудиться. Но одно дело, когда человек трудится единственно ради того, чтобы наслаждаться материальными благами, и другое дело, когда он трудится, чтобы получить некий необходимый минимум, и имея что-то сверх того, употребляет избыток на добрые дела; таким образом, он не нарушает заповеди о том, что не нужно беспокоиться ни о чем земном.

«Потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (ст. 32–33). Нужно искать Царства Божия и правды Его, то есть справедливости и правды небесной. Правда небесная состоит не в том, чтобы получить что-то, как нам кажется, необходимое или заслуженное, а в том, чтобы умиротворить свою душу, смирить ее, исполнить заповеди. Тогда нам приложится и все остальное. Однако нужно иметь в виду, что забота о Царстве Божием и правде его состоит, между прочим, и в труде ради своих ближних, ради братьев и сестер во Христе. Если человек трудится ради того, чтобы подавать милостыню, то это также исполнение заповеди о поиске Царствия Божия и правды его. Все зависит от нашего внутреннего намерения. В монастыре сестры трудятся на послушании и тем самым служат друг другу и ближним. Они не нарушают заповедь о том, что не нужно заботиться ни о чем земном, а именно ищут правды Божией. Если мы всегда будем к этому стремиться, тогда все приложится нам: и небесное, и земное. Именно в этом мы должны видеть простоту душевного ока, духа нашего. Это и есть правильный взгляд на вещи – искать всегда и всюду духовного. Работаем ли мы, молимся ли, отдыхаем ли, мы всегда должны искать Царствия Божьего. И не нужно думать, что если мы работаем, то отвлекаемся от того поиска Царства Божьего, которое нам заповедал Спаситель, ведь трудиться можно как ради корысти, так и ради смирения, как ради себя, так и ради ближнего, трудиться можно, забыв о Боге, а можно – постоянно помня о Нем в непрестанной молитве. Последнее в каждом из этих случаев и будет поиском Царства Божьего в каждую минуту нашей жизни. Всегда и всюду, что бы мы ни делали, будем взирать на вещи именно таким образом, то есть в каждое мгновение при любом занятии будем искать Царства Божьего и правды его, сохранять евангельскую праведность и справедливость, и тогда все земное приложится нам. Случается, что мы не получаем того, что, как нам кажется, этими словами обещает нам Господь Иисус Христос. Причин может быть две: либо мы ищем чего-то ненужного нам, лишнего, либо мы ищем не Царства Божьего и правды Его, а какой-то своей корысти, например, славы или телесного покоя.

Вот в чем состоит правильный, простой – в евангельском смысле – взгляд на все, что нас окружает. Если мы будем таким образом взирать на все, то ничто не помешает нам сделать наше душевное око светильником, который просветит нашу внутреннюю жизнь.

Если вы обнаружили ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter или нажмите здесь, чтобы сообщить нам.

Похожие записи