Страницы меню навигации

Официальный сайт Прихода храма иконы Божией Матери «Целительница» в г. Слуцке

12 июля — День славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла

12 июля — День славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла

Апостолов первопрестольницы и вселенныя учитилие,
Владыку всех молите, мир вселенней даровати
и душам нашим велию милость!

Сегодня Церковь Христова прославляет двух великих апостолов, Петра и Павла. Сами имена их учат нас быть твердыми в вере (ибо Петр означает «камень», что указывает на прочность, непоколебимость) и одновременно быть смиренными (ибо Павел значит «малый» и указывает на невысокое о себе мнение). Так св. Петр и св. Павел показывают, что нам надлежит быть твердыми в христианском житии и вместе смиренными и кроткими, почитая себя менее всех.
Чему еще поучиться нам у первоверховных апостолов, которые воспеваются Церковью как «друзи Христовы», «реки премудрости» и «всего мира предстатели»? Есть ли такая добродетель, которой мы не видим в них? Бесчестия и оскорбления за проповедь они искали больше, нежели мы чести, смерти больше, нежели мы жизни, бедности больше, нежели мы покоя, печали больше, нежели другие радости, и молились за врагов больше, нежели другие молятся против врагов. Одно лишь страшило их — как бы не оскорбить Бога, равно и вожделенным для них было лишь угождение Богу, любовь ко Христу. Оба апостола приняли мученическую кончину. Более других потрудившись над созиданием Церкви Христовой, сегодня они принимают от нее достойную хвалу и славу.
(Евангелие от Матфея, 67 зачало, глава XVI, стихи 13-19)
Придя же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков. Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты — Христос, Сын Бога Живаго. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; и Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах.
Церковь вспоминает сегодня святых первоверховных апостолов Петра и Павла не потому, что они превосходят других апостолов своей святостью и мудростью или считаются более совершенными – первоверховными в духовном отношении. Причина этого, скорее, в том, что, по преданию, апостолы Петр и Павел погибли в один и тот же день: апостол Петр был распят в Риме, а спустя год, в тот же самый день, император Нерон казнил апостола Павла. Апостол Петр почитал себя недостойным быть распятым таким же образом, как Господь наш Иисус Христос, и потому упросил, чтобы его распяли вниз головой. Вообще же, распятие считалось самой позорной казнью, которой подвергались только иноплеменники, не имевшие римского гражданства. Потому апостол Павел, как римский гражданин, был казнен более, если так можно выразиться, человеколюбиво – ему отсекли голову.
Апостол Петр в числе прочих апостолов был призван Самим Господом Иисусом Христом еще во время Его земной жизни, а апостол Павел – после Вознесения Господня и начала апостольской . Как мы знаем, апостол Павел прежде был даже гонителем Церкви, о чем он всегда с сокрушением вспоминал, почитая себя недостойным апостольского звания. Вменяя ни во что свои собственные заслуги, он говорил: «Благодатию Божиею есмь то, что есмь» (1 Кор. 15, 10). Его призвание на апостольское служение произошло чудесным образом, когда Господь Иисус Христос явился ему Сам в сиянии Своей славы. Это сияние ослепило глаза апостола, открыв его душевные очи. Мы помним, что и апостол Петр имел на своей совести тяжкий грех: он трижды отрекся от Господа Иисуса Христа. Воспоминание об этом было для него самым страшным наказанием, оно мучило и смиряло его на протяжении всей его жизни, хотя Сам Господь уже простил его. Как человек чрезвычайно ревностный и имевший особенно сильную любовь к Спасителю, Петр и не нуждался в ином наказании, кроме мук совести. Священное Предание говорит, что он начинал горько плакать всякий раз, когда пел петух, даже после того, как Спаситель троекратно вопросил его: «Любишь ли ты Меня?» (см. Ин. 21, 15–17) и тем самым как бы омыл его, зачеркнув троекратное отречение. Даже на иконах апостола Петра изображают с бороздами от слез на щеках.
И вот эти два человека, столь тяжко согрешившие – один как гонитель Церкви Христовой, другой как предатель, отрекшийся от своего возлюбленного Учителя и Господа, – были восставлены Спасителем и возведены на апостольское служение. Святая Православная Церковь почитает их как первоверховных апостолов, ибо апостол Петр возглавлял проповедь христианства среди иудеев, а Павел – среди язычников. Мы должны всегда иметь перед глазами примеры этих апостолов и помнить, что Господь не только восставил их от тяжких согрешений, но и сподобил величайшей благодати. Потому и мы не вправе отчаиваться или унывать. Нам нужно помнить, сколь ревностными людьми были апостолы Петр и Павел. Несмотря на то что апостол Павел гнал христианскую Церковь, он был при этом чрезвычайно ревностным верующим иудеем. Может быть, именно из-за такой своей чрезмерной, ложной ревности он и не принимал учения Спасителя, считая своей священной обязанностью служить отеческому преданию, то есть фарисейскому вероисповеданию, в котором он был воспитан и которое почитал истинным до тех пор, пока ему не явился Спаситель и не обличил его противление воли Божией.
Хотя в Священном Писании не говорится подробно о том, какие откровения были апостолу Петру и какие духовные ощущения он испытывал, однако мы не должны легкомысленно предполагать, что он обладал меньшими духовными дарованиями или верил как-то иначе, чем апостол Павел, об откровениях которого нам хорошо известно из Писания. Но вот как повествует Евангелие об исповедании Петра: «Придя же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков. Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты – Христос, Сын Бога Живаго» (ст. 13–16). В этих нескольких словах – краткое, но всеобъемлющее богословие. Вот истина, которую искали многие философы и мудрецы. Целые народы мучились оттого, что, будучи погруженными во тьму неведения, смутно жаждали откровения этой истины, но не могли найти ее. И от лица всех апостолов Петр, как наиболее порывистый и простой человек, всегда без обиняков выражающий свое мнение, открыл нам всем Истину: «Ты – Христос, Сын Бога Живаго». И Спаситель не сказал, что слова апостола неуместны, Он не прервал его, как некогда прервал богатого юношу, назвавшего Его Учителем благим: «Что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог» (Мф. 19, 17). Спаситель действительно есть Благой Бог, но Он желал научить юношу не льстить, поэтому объяснил ему: «Если твои слова искренние, то и почитай Меня как Бога, а если ты хочешь польстить Мне, то не делай этого, потому что никто из людей не достоин называться благим». Но вот апостола Петра Спаситель, напротив, похвалил: «Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах» (ст. 17). Исповедание Петра не было ни плодом его собственных размышлений (ведь человеческий разум – это та же плоть), ни результатом движения каких-то человеческих, пусть даже возвышенных, чувств (то есть результатом движения крови). Нет, это было откровение Божие, внушение свыше, несомненное действие Духа Святого.
Мы видим, что сами по себе апостолы Петр и Павел были весьма немощными людьми. Один из них по ложной ревности и из-за своих заблуждений гнал Церковь, а другой – из-за самонадеянности не смог сохранить преданность своему возлюбленному Учителю и трижды отрекся от Него. Но Господь восставил их и сподобил необыкновенно возвышенного духовного состояния. Апостол Павел дерзновенно на всю вселенную хвалился своими немощами – его безграничное смирение было столь велико, что он считал себя ничтожнейшим человеком. Из аскетических писаний святых отцов мы, конечно же, знаем, что в человеке, в котором обильно действует благодать Божия, в первую очередь, откровенно и ясно проявляется смирение. Кто велик по обилию Божественных дарований, тот все более смиренно думает о себе и считает себя наихудшим из людей.
По сей день мы всегда перед Причащением молимся словами апостолов Петра и Павла: «Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога Живаго, пришедый в мир грешныя спасти, от нихже первый есмь аз». Заметьте, что вначале мы произносим исповедание апостола Петра, а затем слова апостола Павла, который называет себя самым первым грешником из всех людей. Таким образом, в одной молитве соединяются вера Петра и смирение Павла, дерзновение и самоуничижение. И мы, взирая на пример этих великих апостолов, этих великих подвижников духа, будем подражать им. Будем молиться, трудиться, ревновать о своем спасении, чтобы нам стать истинными христианами, несмотря на все наши падения и унижения, которым мы по собственной вине подвергаемся от дьявола. Для того чтобы нам соединить в себе веру Петра и смирение Павла – верить, что Иисус есть Христос, Сын Бога Живого, и одновременно считать себя первыми из грешников.

Если вы обнаружили ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter или нажмите здесь, чтобы сообщить нам.

Похожие записи