Страницы меню навигации

Официальный сайт Прихода храма иконы Божией Матери «Целительница» в г. Слуцке

22 июля – неделя 8-я по Пятидесятнице (о чуде умножения хлебов)

22 июля – неделя 8-я по Пятидесятнице (о чуде умножения хлебов)

(Евангелие от Матфея, 58 зачало, глава XIV, стихи 14–22)
И, выйдя, Иисус увидел множество людей и сжалился над ними, и исцелил больных их. Когда же настал вечер, приступили к Нему ученики Его и сказали: место здесь пустынное и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи.Но Иисус сказал им: не нужно им идти, вы дайте им есть. Они же говорят Ему: у нас здесь только пять хлебов и две рыбы. Он сказал: принесите их Мне сюда. И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу. И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных; а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей. И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ.
Великое, необыкновенное чудо! Приблизительно то же самое Спаситель совершил через некоторое время еще раз. Но какой же вывод сделали люди из этого чудесного, небывалого события? Неважно, будем ли мы говорить именно о первом умножении хлебов или о втором подобном чуде – суть от этого не изменится. Вот что говорит евангелист Иоанн: когда Спаситель после умножения хлебов чудесным образом перешел по воде в лодку учеников и таким образом перебрался на другой берег, то люди, насытившиеся хлебом, стали Его искать. «И, найдя Его на той стороне моря, сказали Ему: Равви! когда Ты сюда пришел? Иисус сказал им в ответ: истинно, истинно говорю вам: вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились» (Ин. 6, 25–26). Народ, вместо того чтобы ужаснуться этому чуду и прославить Господа – Сына Божия, явившегося в мир, начал искать Спасителя исключительно ради человеческой заботы о насыщении. Отсюда можно понять, почему Спаситель совершил это чудо всего лишь два раза: иначе люди сделали бы вывод не о том, что нужно беспрекословно верить Господу, что необходимо искать прежде всего духовного, не заботясь о телесном, а о том, что можно всячески пренебрегать повседневным трудом и обычными добрыми делами. Они пребывали бы рядом с Господом не ради бескорыстного служения истине, даже не ради спасения души, а только из желания насытиться.
К сожалению, этот мотив и в нашей душе действует, как правило, более сильно и откровенно, чем мотивы сугубо духовные. Мы ревностнее молимся Господу и искреннее прибегаем к Нему тогда, когда у нас есть какая-либо телесная нужда. Когда же речь идет о спасении души, об избавлении от тех или иных грехов, то мы, к сожалению, бываем к этому совершенно безразличны и наша ревность ослабевает. Болезни, нужда, бедность, какая-то непредвиденная скорбь – вот что заставляет нас усиленно молиться. А если мы испытываем нужду духовную: необходимость избавиться от своей греховности, насытить душу благодатью, – то молитва в нас едва действует и мы молимся, пожалуй, только по обязанности. Тогда упрек Спасителя «Вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились», – относится и к нам. Нам кажется, что мы любим Бога, но мы прибегаем к Нему с молитвой только ради того, чтобы получить удовлетворение своих земных потребностей, и забываем о Царствии Божием. Конечно, Господь, как Милосердный, и нас насыщает земными благами, подобно тому как насытил пять тысяч людей хлебом. Но нужно понимать, что такое расположение нашей души неправильно и несовершенно. Однако и сами ученики Спасителя, как говорит евангелист Матфей, не вполне осознавали, что произошло. Казалось бы, это необыкновенное чудо совершилось их руками и они были первыми свидетелями, прежде всего, величия Божия, – но и они еще не до конца могли понять то, что сделали сами, по благословению Господа. «Переправившись на другую сторону, ученики Его забыли взять хлебов. Иисус сказал им: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской» (Мф. 16, 5–6). Конечно, речь шла об учении фарисеев и саддукеев и об их душевном расположении, которое можно назвать лицемерием. «Они же помышляли в себе и говорили: это значит, что хлебов мы не взяли. Уразумев то, Иисус сказал им: что помышляете в себе, маловерные, что хлебов не взяли? Еще ли не понимаете или не помните о пяти хлебах на пять тысяч человек, и сколько коробов вы набрали? ни о семи хлебах на четыре тысячи, и сколько корзин вы набрали?» (Мф.16, 7–10). Ученики также не имели той веры, какую должны были бы приобрести, взирая на чудо насыщения хлебами нескольких тысяч человек и даже, можно сказать, сами совершая его. Они не сделали верный вывод из того, что видели, и не поняли того, что им как ближайшим ученикам Христовым, Его апостолам, в первую очередь надлежало понимать: что нужно заботиться только о небесном, духовном и совершенно забыть обо всем земном, потому что Господь, если захочет, может удовлетворить все наши земные нужды.
Чудо умножения хлебов было совершено именно в доказательство того, что Господь печется о нас, хотя бы Его попечение и не выражалось каким-то сверхъестественным образом. Мы имеем возможность вкушать от своих трудов, и это, как говорит древний мудрец Екклесиаст, есть дар Божий, потому что иногда человек, трудясь и вдаваясь в великую суету, не может вкусить от трудов своих (Еккл. 2, 24; 3, 13). Мы вкушаем пищу и получаем пользу от нее: эта пища превращается в нашу плоть и кровь, дает нам силы и продлевает жизнь. Это, хотя и кажется нам совершенно привычным и само собой разумеющимся, также есть великая милость Божия, постоянно совершающееся чудо, не менее великое, чем насыщение хлебами пяти тысяч человек.

Если вы обнаружили ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter или нажмите здесь, чтобы сообщить нам.

Похожие записи