Страницы меню навигации

Официальный сайт Прихода храма иконы Божией Матери «Целительница» в г. Слуцке

28 июля — День памяти равноапостольного великого князя Владимира

28 июля — День памяти равноапостольного великого князя Владимира

Кто-нибудь может возразить: да, князь принял веру сознательно, но народ был крещен насильно. Однако для трезвого понимания происшедшего нужно понимать, что отношения между государем и народом (особенно в странах, где государственность еще не была развита) походили в те времена не на отношения начальника к подчиненным, а скорее на отношения отца к детям.
Главы народов были тогда действительно вождями, руководителями. Русские люди говорили: если князь и бояре, люди неглупые, приняли христианство, значит и нам нужно. Это свидетельствует не о том, что русские – люди простые и неразумные, а о том, что князь Владимир пользовался необычайной любовью и доверием народа, что он заслужил, вероятно, заботой о своих подданных. Никакой демократии в то время не было. Все решалось так, как только и могло решаться в условиях того общественного строя. Нельзя критерии современного общественного сознания переносить на 1000 лет назад и требовать от наших предков проведения референдума или свободных выборов, поскольку такой формы выражения мнения тогда просто не существовало.
Конечно, могли быть (и действительно были) злоупотребления, когда некоторые соратники князя Владимира, принявшие христианство, но не до конца его осознавшие, употребляли насилие при обращении киевлян к новой религии. Но если бы народ в общей своей массе не принял христианства, то насильное насаждение веры отдельными людьми не помогло бы ее принятию. Нужно отдать должное и князю, так как очень многое зависит от вождя, но, с другой стороны, – повторим – если бы народ сам с искренней верой не принял предлагаемой религии (пусть не все еще в ней понимая, многого не умея исполнить), то и самый гениальный, мудрый и энергичный проповедник ничего бы не добился. Плодоносность принятия Православия мы видим: русский народ стал великим народом не только в государственном, национальном, политическом, но и в религиозном отношении. Он стал великим христианским народом, породив сонмы святителей, преподобных, блаженных, а в последние десятилетия, в годы беспрецедентных гонений на православных людей в России, – сонмы новомучеников. Потому все упреки в том, что христианство в России является исторической случайностью, не имеют никакого основания, являются грубой исторической натяжкой для оправдания собственного неверия и отступления от православных традиций, сложившихся русском народе. Если мы для сравнения обратимся к истории принятия христианства Византийской империей, то увидим, что там этот путь длился три столетия – от первых гонений до того, как император Константин Великий провозгласил веротерпимость, после чего христианство стало государственной религией. Три века шла борьба в народе, пока последний не осознал христианство своей религией. Сейчас в Греции Православие стало настолько родным и естественным, что когда по настоянию Евросоюза требовали удалить из греческих паспортов графу о вероисповедании, то большинство греков через референдум отказалось от этого новшества, предпочитая сохранить старую традицию указывать в паспорте даже не национальность, а вероисповедание. Три столетия шла борьба, разрешившаяся принятием христианства через орудие Божие, каковым являлся император Константин Великий. Так же и у нас несколько десятков лет (если начать счет со времен равноапостольной Ольги) продолжалась подобная борьба, окончившаяся благодаря князю Владимиру, который провел народ по предопределенному ему историческому пути колебаний и сомнений к крещению. Путь этот был недолгим по времени, но весьма важным по значению.
Вот сколь велика роль князя Владимира в истории нашего народа. Он – исключительная личность, но в тоже время и орудие Промысла Божьего. Он – исключительная личность, но нельзя забывать, что и русский народ к тому времени в своей основной массе был готов к принятию христианства и отвержению языческих заблуждений. И, как показал последующий исторический опыт, оказался народом преданным, верным христианству при самых трудных испытаниях, не раз выпадавших на его долю. Потому и мы должны, подобно святому князю, знать Православие и верить сознательно, помня о том, как он в свое время исследовал вероучение, стремясь удостовериться в его истинности. Мы должны принять Православие не только всей душой, но и всеми умственными способностями, для того чтобы, утвердившись в нем, стать достойными духовными чадами нашего великого прародителя в вере.

Если вы обнаружили ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter или нажмите здесь, чтобы сообщить нам.

Похожие записи