Страницы меню навигации

Официальный сайт Прихода храма иконы Божией Матери «Целительница» в г. Слуцке

9 сентября – Неделя 15-я по Пятидесятнице (о двух главнейших заповедях)

9 сентября – Неделя 15-я по Пятидесятнице (о двух главнейших заповедях)

(Евангелие от Матфея, 92 зачало, глава XXII, стихи 35–46)
И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря: Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки. Когда же собрались фарисеи, Иисус спросил их: что вы думаете о Христе? чей Он сын? Говорят Ему: Давидов. Говорит им: как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему? И никто не мог отвечать Ему ни слова; и с того дня никто уже не смел спрашивать Его.
Законники часто понимали Священное Писание не по духу, а по букве. Формально они знали все, но в жизни применять эти знания не умели, а может быть, и не хотели. Однако они считали себя выше тех, кто закона не изучал. Люди, вращавшиеся в этой среде, друг друга знали, и потому им было известно, что Господь Иисус Христос специально не изучал закон. Поэтому-то один из этих законников спросил Его, какая наибольшая заповедь в законе (неизвестно, сделал он это по собственному желанию или по внушению тех, кто желал испытать, знает ли Спаситель закон).
«Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (ст. 37–40). Несмотря на то, что этот человек Господа искушал, Господь этим пренебрегает и думает только о пользе тех, кто стоит вокруг Него и Его слушает, в том числе и о пользе самого законника. Он желал вразумить людей и потому пренебрег тем, что вопрос был задан горделиво.
Заповеди «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим» и: «возлюби ближнего твоего, как самого себя» взяты из Священного Писания Ветхого Завета. Это было заповедано еще пророком Моисеем, правильнее сказать – Господом через пророка Моисея. Первая заповедь приводится в книге Второзакония, другая – в книге Левит.
Что же значит возлюбить Господа Бога всем сердцем своим? Мы можем очень хорошо что-либо знать, в чем-либо разбираться, но до тех пор, пока мы не убедимся в чем-то своим сердцем, мы не можем сказать, что на самом деле верим так, как думаем. Настоящие, искренние мысли – это те, которые «из сердца исходят», с которыми оно согласно или в которых убеждено, поэтому Господь и сказал: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим». Может быть, эта заповедь была особенно уместна как упрек законнику, считавшему самым важным умственное религиозное развитие и ставившему выше всего теоретическое знание. Такому ученому человеку в особенности нужно было напомнить, что Бога нужно любить прежде всего сердцем, а не одним умом.
«И всею душою твоею». Под душой надо понимать волю человека, его свободное произволение. Человек должен всегда думать о том, чтобы угодить Богу, он должен понуждать себя подчинить свою волю воле Божией. Можно понимать под душою и всю человеческую жизнь, то есть нужно всю свою жизнь посвятить Богу, жить только ради Него.
«И всем разумением твоим». Возлюбить разумением означает изучать волю Божию, рассуждать, сравнивать, сопоставлять и, выбрав наилучшее, стараться это исполнить. Можно понимать под разумением и правильную веру. Некоторые рассуждают так: «Главное – любить ближнего, а все остальное – второстепенно». По мнению таких людей, даже если человек придерживается, допустим, какой-нибудь ереси или вообще принадлежит к другой религии, но при этом любит ближнего, то он не хуже, чем христианин, а значит, Бог его тоже спасет и помилует. Это неправильно. Еще в Ветхом Завете была дана заповедь, которую повторил и тем самым утвердил Спаситель, о том, что нужно любить Бога еще и «всем разумением своим», то есть любить Бога, думать о Нем, верить в Него надо правильно.
Вообще все, касающееся нашего спасения, преподанное нам через апостолов и святых отцов, мы должны сохранять, а то, что является человеческой выдумкой, – отвергать, следуя таким образом учению Церкви. Хотя каждый из нас, может быть, и не способен рассудить, что действительно принадлежит апостольскому и святоотеческому Преданию, а что чуждо ему, но мы должны повиноваться рассуждению святых отцов. Для нас, простых людей, это как раз и будет исполнением заповеди о том, что нужно возлюбить Бога «всем разумением своим». Некоторые из отцов понимают эту заповедь в том смысле, что мы должны молиться настолько внимательно, чтобы ни о чем другом не помышлять. Эти толкования не противоречат друг другу, но одно служит дополнением другого.
Спаситель сказал: «это есть первая и наибольшая заповедь», то есть самая главная. Вот и упрек тем людям, которые утверждают, что любовь к ближнему выше всего и будто бы совсем не важно, как ты веришь. Святые отцы толкуют, что если у человека нет любви к Богу, то у него не может быть и любви к ближнему. Еще они говорят, что от любви к Богу рождается истинная любовь к ближнему. Действительно, если я желаю своему ближнему добра, но при этом верю неправильно, то я и желать ему буду чего-то неправильного. Например, буддийская религия учит милосердию, однако одновременно целью человеческой жизни в буддизме считается растворение в некоей неопределенной субстанции – нирване. Это похоже на совершение духовного самоубийства. Учения о Боге у буддистов нет совсем. Итак, если я буддист и желаю добра ближнему, то я должен учить его этому неправильному пути и тем самым отвращать от Бога. Какая же это любовь к ближнему? Имея милосердие, но не имея правильной веры в Бога, я буду человека губить; если он меня послушается, то я погублю его окончательно. Поэтому не может быть истинной любви к ближнему, если нет правильной (то есть происходящей от правой веры) любви к Богу. Мы должны любить Бога так, как от нас требует Он Сам, а не так, как мы выдумываем.

Если вы обнаружили ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter или нажмите здесь, чтобы сообщить нам.

Похожие записи