Страницы меню навигации

Официальный сайт Прихода храма иконы Божией Матери «Целительница» в г. Слуцке

16 сентября – Неделя 16-я по Пятидесятнице (притча о талантах)

16 сентября – Неделя 16-я по Пятидесятнице (притча о талантах)

(Мф., 105 зач., XXV, 14–30)
Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился. Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; точно так же и получивший два таланта приобрел другие два; получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего. По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета. И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое. Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью; итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!
«Итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!» (ст. 28–30).
«Негодный раб будет выброшен во тьму внешнюю…» Человек, находящийся вне действия Божественной благодати, пребывает во «тьме внешней». Он сам себя таким сделал. Как слепой не может увидеть даже очень яркого света, так и человек, лишивший сам себя тех органов, которыми, так сказать, воспринимается и усваивается Божественная благодать, становится чуждым Божественного света и, таким образом, сам себя обрекает на «внешнюю тьму». «Плач и скрежет зубов» означают горькое сожаление о том, что время земной жизни упущено, благодать, дарованная нам в Таинствах, не отдана торгующим, то есть добродетелям, приумножающим и возвращающим ее нам же.
Конечно, это – , не нужно думать, что господин, то есть Господь, заинтересован в умножении Своего богатства, как какой-нибудь человек, который отдает деньги своим служащим и ждет, чтобы они увеличили его доход. Богатство, которое нам даровано и нами приумножается, нам же и достается. Закапывая его в землю, то есть употребляя все силы своей души на земное, мы и в этой жизни сами себя лишаем сладости общения с Богом, и в будущей жизни подвергаем опасности свою вечную участь.
Не нужно надеяться на то, что перед смертью мы исповедуемся, причастимся и Господь нас простит, даже если мы всю свою жизнь прожили нерадиво. Таинство Исповеди и Причастия перед кончиной – это тоже дар Божий. Иной человек, может быть, всю жизнь мечтает о том, что покается перед смертью, а Господь ему такой возможности не даст. Может случиться и так, что формально такая возможность будет, но человек потеряет и не сможет ничего сказать. Бывали у меня такие страшные случаи, когда человек не мог исповедать ни одного греха из-за склероза, это страшно слушать. Спрашиваю его: такой грех был? – Нет. – А такой был? – Нет. Все-все спросил – ничего нет. Страшно, просто страшно. Родственники позвали меня к нему, а человек уже не способен каяться… Поэтому не надейтесь на Таинство Покаяния перед кончиной. Не потому, что оно ничего не значит, но потому, что это дар Божий и надо еще заслужить возможность умереть с покаянием. Но даже если предположить, что у нас будет возможность подробно исповедаться перед смертью, покаяться в грехах, зачем пренебрегать тем временем, которое у нас есть сейчас? В каком бы возрасте Господь нас ни призвал, мы должны потрудиться изо всех сил, тогда и то, быть может, малое время, которое осталось до нашей кончины, Господь вменит нам в великие труды. Случается и наоборот: например, мы воспитаны в вере с детства или призваны в юном возрасте, но живем нерадиво, думая, что когда-нибудь потом за себя возьмемся: начнем исправляться, молиться, заниматься, так сказать, образованием своей души, а годы идут, мчатся, незаметно приходит старость, и нет на все это уже ни времени, ни сил, ни способностей. Поэтому пусть пожилые люди не отчаиваются и все то время, которое у них еще есть, усердно трудятся, делают все, что представляется для них возможным, не упускают никакого случая сделать что-то доброе – помолиться ли, помочь ли кому в чем-то. А молодые пусть не впадают в беспечность и не думают, что времени у них много. Время летит как молния – не успеешь оглянуться, а жизнь уже окончена, и ничего сделать невозможно.
Будем стараться приумножить Божественную благодать, которая нам дарована: пять ли талантов, два ли таланта, один ли – не будем об этом думать, а употребим все наши силы на приумножение этой благодати. Тогда еще в этой жизни мы утешимся ожиданием радости от общения с Господом и в будущую жизнь перейдем с надеждой и весельем, а не со страхом, не со скорбью, не с плачем и скрежетом зубов.

Если вы обнаружили ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter или нажмите здесь, чтобы сообщить нам.

Похожие записи