Страницы меню навигации

Официальный сайт Прихода храма иконы Божией Матери «Целительница» в г. Слуцке

7 октября – Неделя 19-я по Пятидесятнице (о любви к ближнему)

7 октября – Неделя 19-я по Пятидесятнице (о любви к ближнему)

(Лк., 26 зач., VI, 31–36)
И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. И если любите любящих ас, какая вам за это благодарность? ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за это благодарность? ибо и грешники то же делают. И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд.
«Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (ст. 31). В этих немногих словах Спасителя – в одной фразе – заключается великий нравственный принцип, мерило, заложенное в каждом человеке, применяя которое христианин сможет относиться к ближним так, как того желает Господь Иисус Христос, как требуют от нас Бог и наша совесть. Эта заповедь дана нам в связи с тем, что естественное чувство любви, дарованное людям при сотворении, после грехопадения было утрачено. До этого не нужны были никакие законы, учения, внешние наставления, благодать действовала в душе первозданного человека, и он естественно, без какого бы то ни было понуждения, в определенном смысле даже без всякого рассуждения, правильно относился к себе подобным. Первым людям – Адаму и Еве – была дана одна простая заповедь: не вкушать от древа познания добра и зла. Это говорит не о том, что от них ничего больше не требовалось, а о том, что они знали все остальные заповеди нравственного закона, который находился в их душе, и не нуждались в напоминании о них. Когда же люди согрешили и отпали от благодати, этот нравственный закон, начертанный в людских сердцах, постепенно стал изглаживаться. Первые люди еще руководствовались устным преданием, наставлениями прародителя Адама о праведной, богоугодной жизни, но мало-помалу и устное предание стало забываться, и тогда понадобилось напоминание свыше.
Сначала это были откровения некоторым праведникам, которые учили своих близких и тех, кто находился под их влиянием и властью, потом эти откровения были записаны. Они не являются чем-то внешним, дополнительным, искусственно привитым человеческому естеству, но напоминают о том, что некогда было заложено в человеке. После падения человека нравственный закон не исчез из его души полностью, а лишь исказился. И поныне в каждом человеке есть совесть – отголосок естественного, благого состояния, в котором пребывали люди до падения.
Но наконец человек до такой степени потерял всякое представление о нравственности, о правильном отношении к себе подобным, что понадобилось дать ему некий принцип, который бы позволил и совершенно несведущему, чуждому нравственности и любви человеку понять, что же от него требуется. Поскольку сердце человека безмолвствовало и стало окаменевшим, этот принцип был дан уже через разум, и Господь изобразил его в этих немногих словах: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними». Даже самый черствый человек постепенно приобретет навык к любви, если будет стараться применять этот принцип, и тогда благодать Божия сойдет в его сердце и сделает это чувство в нем естественным. Он сможет относиться к ближним с любовью уже без понуждения, просто и легко, даже не нуждаясь в напоминании, ибо не сможет поступить иначе. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что если бы мы достигли состояния, которого от нас требует Евангелие, то нам был бы не нужен письменный закон – Священное Писание. Но ныне, не имея того, что должны иметь, не зная опытно, что такое любовь, мы обязаны пользоваться нравоучением Господа Иисуса Христа о правильном отношении к людям, этим принципом, выраженным в простой, ясной форме: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними». Бывает, что люди обходятся с ближними даже хуже, чем те с ними. Встречаются и неблагодарность, и зависть, и беспричинная ненависть. Ветхий завет требовал от человека, чтобы он поступал с ближним хотя бы так, как ближний поступает с ним, дав заповедь «око за око и зуб за зуб» (Лев. 24, 20). Этим предписывается не мстить, но не причинять человеку боль, не причинять ему больше зла, чем он причинил нам. К сожалению, в наше время даже среди христиан часто преобладают чувства, которые должен был искоренить еще Моисеев закон, – желание причинить человеку зла больше, чем он сделал нам. Ветхий Завет ограничил распространение зла принципом «как с вами поступают люди, так и вы поступайте с ними», а Новый Завет требует, чтобы мы относились к людям так, как хотим, чтоб они обходились с нами.
Далее Спаситель показывает обычные человеческие отношения. «Если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят» (ст. 32). То, что мы воздаем человеку должное, не означает, что мы праведники или нравственные люди: так делают и грешники. Это совершенно естественно, в этом нет никакой праведности и святости; мы не понуждали себя и поэтому не получим от Бога благодати, или, как сказано по-русски, – благодарности, за поведение, которое ничем не отличается от поведения грешников. «Если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают» (ст. 33). Как я уже говорил, мы часто отвечаем злом и на добро, а Спаситель требует, чтоб не только тем, кто делает нам добро, мы платили взаимностью, но больше того: чтобы и тем, кто относится к нам безразлично и даже враждебно, мы делали добро.
«Если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтоб получить обратно столько же» (ст. 34). Речь идет не только о собственно одолжении денег. Когда мы кому-либо оказываем одолжение в любом отношении, например, помогаем в чем-нибудь, то ждем в ответ взаимного доброго расположения, хотя бы благодарности, что, конечно, уже является некоторой отдачей долга. Но это свойственно даже совершенно грешным людям, совсем не заботящимся о чистоте своей совести, а мы не должны ничего ждать в ответ.
«Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым» (ст. 35). Конечно, очень трудно полюбить врагов, кажется – почти невозможно, но если мы не будем себя понуждать, заставлять, то даже теоретически не приблизимся к заповеди о любви. Может быть, у нас нет в душе, в сердце того чувства, которого требует от нас Евангелие – любви к врагам, но, по крайней мере, будем делать им то, что делал бы человек, любящий их, будем относиться к врагам так, как хотели бы, чтобы они относились к нам. Через это понуждение постепенно и будет вырабатываться в нас навык к любви. Более того, в наше сердце сойдет Божия благодать, о которой упоминает Спаситель в Евангелии, говоря: «Кая вам благодать есть?» (Лк. 6, 32). «Благодать» – слово славянское, оно переводится как «благой дар» или «благодарность». Исполняя эту заповедь, мы получаем благодарность, но не от людей, а от Бога.

Если вы обнаружили ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter или нажмите здесь, чтобы сообщить нам.

Похожие записи