Страницы меню навигации

Официальный сайт Прихода храма иконы Божией Матери «Целительница» в г. Слуцке

28 октября – Неделя 22-я по Пятидесятнице (притча о богаче и нищем)

28 октября – Неделя 22-я по Пятидесятнице (притча о богаче и нищем)

(Лк., 83 зач., XVI, 19–31)
Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь – злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят. Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят.
Посмотрим же на себя трезво и мы увидим, что первостепенное значение мы придаем тому и вообще живем только тем, что для христианина, казалось бы, не должно представлять никакого интереса. Мы очень боимся поссориться с начальством, близкими, друзьями, мы тщательно продумываем, как провести следующий день, планируем, что мы должны будем делать, но совершенно не думаем о том, что ждет всех нас – о переходе через границу смерти, о будущей жизни. Мимолетному мы придаем огромное значение и, можно сказать, только об этом и думаем, а все, что связано с вечностью, считаем ничего не значащим. Мы лишь называем себя верующими, но совершенно не заботимся о будущей жизни. Однако и для нас наступит такой момент, когда все переменится, как в жизни богача и Лазаря: богатство обернется мукой, а страдания – блаженством, подобно тому как наступил он в жизни этих приточных персонажей – богача и Лазаря. Тогда то, что для нас имело огромную важность, то, чем мы жили, окажется ничтожным и как бы несуществующим, тенью, дымом, который развеялся. И наоборот, то, что мы считали непринципиальным, о чем совсем не задумывались или, в лучшем случае, выделяли на это малую часть нашей жизни, одно это и станет для нас значащим. И это не кончится никогда.
Каждого из нас – человека, полностью погруженного во временную материальную жизнь, можно уподобить пиршествующему богачу. Пиршество – это земная жизнь. Нашей собственной душе, которую можно сравнить с нищим Лазарем, желающим получить какие-то крохи, мы не уделяем и малого времени своей жизни, она страдает, подобно Лазарю, с той только разницей, что и в вечности она будет пребывать в вечных муках из-за нашего нерадения. Братья и сестры, конечно, все мы вынуждены уделять значительное внимание заботе о хлебе насущном, о пропитании своих близких, о воспитании детей, но первостепенное значение будем все же придавать вечной участи. Будем всегда думать о ней, чем бы мы ни занимались, что бы ни делали: работаем ли, общаемся ли со своими сотрудниками, участвуем ли в каких-нибудь делах. Как же возможно, уделяя большую часть времени труду ради пропитания себя и своей семьи, думать при этом о вечности? Это очень просто, братья и сестры, мы только пренебрегаем этим. Будем всегда каяться. Одно воспоминание о будущей жизни, соединенное с покаянной молитвой Иисусовой, уже делает нас совсем другими людьми, которые всегда и везде непрестанно готовятся к переходу в вечную жизнь и помнят, что там, возможно, они захотят, чтобы только язык их смочили, чтобы хоть слегка облегчились их страдания. Людьми, которые помнят, что каждое мгновение этой жизни можно утерять безвозвратно и, может быть, именно этого малого мгновения им и не хватит для покаяния. Так, пребывая в постоянном покаянии, непрестанно молясь и каясь, чем бы мы ни занимались (может быть, и не имея возможности специально уделять молитве продолжительное время, а молясь всего лишь какие-нибудь полчаса или час в день), будем всегда готовить себя к переходу в будущую вечную жизнь.
Благодать Божия, которая даруется за непрестанную молитву, научит нас совершать добрые дела. Она избавит нас от каменносердечия, заставит сочувствовать людям, нуждающимся в нашей помощи, научит, как им помочь, как делать добро. Творить добро отнюдь не просто, только в теоретических рассуждениях это легко, а на практике мы находим себе много извинений, чтобы совсем ничего доброго не делать. Даже творя добро, мы часто поступаем неразумно: оказываем помощь тому, кому, наоборот, нужно было бы в ней отказать, или делаем это неправильно, или ищем не будущего воздаяния, а человеческого одобрения. Правильно творить добро и совершать добродетели можно только при содействии Божией благодати, Божия вразумления, поэтому, пребывая в непрестанном покаянии, постоянно призывая в Иисусовой молитве Господа Иисуса Христа, Сына Божия, мы просим у Бога помощи, мудрости, рассуждения, чтобы исполнять Его волю, творить добро. И таким образом уже с некоторой надеждой можем приближаться к нашему неминуемому концу, то есть к переходу в вечную жизнь.

Если вы обнаружили ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter или нажмите здесь, чтобы сообщить нам.

Похожие записи