Страницы меню навигации

Официальный сайт Прихода храма иконы Божией Матери «Целительница» в г. Слуцке

4 ноября – Неделя 23-я по Пятидесятнице (об исцелении гадаринского бесноватого)

4 ноября – Неделя 23-я по Пятидесятнице (об исцелении гадаринского бесноватого)

(Евангелие от Луки, 38 зачало, глава VIII, стихи 26–39)
И приплыли в страну Гадаринскую, лежащую против Галилеи. Когда же вышел Он на берег, встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах. Он, увидев Иисуса, вскричал, пал перед Ним и громким голосом сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня. Ибо Иисус повелел нечистому духу выйти из сего человека; потому что он долгое время мучил его, так-что его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы, и был гоним бесом в пустыни. Иисус спросил его: как тебе имя? Он сказал: «легион», потому что много бесов вошло в него. И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну. Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им. Бесы, вышедши из человека, вошли в свиней; и бросилось стадо с крутизны в озеро, и потонуло. Пастухи, видя происшедшее, побежали и рассказали в городе и в селениях. И вышли видеть происшедшее; и пришедши к Иисусу, нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисуса, одетого и в здравом уме; и ужаснулись. Видевшие же рассказали им, как исцелился бесновавшийся. И просил Его весь народ Гадаринской окрестности удалиться от них, потому что они объяты были великим страхом. Он вошел в лодку и возвратился. Человек же, из которого вышли бесы, просил Его, чтобы быть с Ним. Но Иисус отпустил его, сказав: возвратись в дом твой и расскажи, что сотворил тебе Бог. Он пошел и проповедовал по всему городу, что сотворил ему Иисус.
Господь Иисус Христос со своими учениками приплыл «в страну Гадаринскую, лежащую против Галилеи. Когда же вышел Он на берег, встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах» (ст. 26–27). Почти с первых слов в этом евангельском повествовании говорится о человеке, который был одержим не просто одним бесом, а бесами во множественном числе – он был, если так можно выразиться, бесноватым в чрезвычайной степени. Нужно, конечно же, отличать беснование от страстности, однако людей страстных также можно в переносном смысле назвать бесноватыми. Иногда страстный человек, одержимый демонами лишь через их внешнее воздействие, в отличие от бесноватых, которые находятся в полной власти демона, так как он живет внутри их тела и владеет их душой, бывает, однако же, гораздо более опасным и невыносимым для окружающих, чем иной бесноватый. Подчас он ведет себя так, что начинаешь сомневаться, в здравом ли он уме. Вообще же каждого из нас можно было бы сравнить с гадаринским бесноватым, потому что под действием страстей мы уподобляемся ему, в одежду не одевавшемуся, и теряем всякий стыд. Когда человек, одержимый, допустим, страстью гнева, проявляет ее в своих поступках: кричит, краснеет, начинает говорить бессвязно, так как от гнева не может даже правильно составить фразу, и, будучи приличным и воспитанным человеком, вдруг начинает нецензурно браниться, – то по отношению к нему хотя и грубо, но весьма уместно будет сказать, что он беснуется. Такой человек бесстыден в духовном смысле, он как бы снимает с себя покровы приличия, уподобляясь нагому гадаринскому бесноватому. Как бесноватый жил «не в доме, а в гробах», так и человек, в чрезвычайной степени одержимый страстями, живет в постоянном мраке – он как бы мертв, в его душе пусто и уныло, он часто испытывает отчаяние и иные душевные мучения.
«Он, увидев Иисуса, вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня» (ст. 28). Может быть, кто-то даже по собственному опыту знаком с таким явлением: одержимые демонами люди испытывают страдания и мучения, когда сталкиваются со святыней, поскольку от нее исходит благодать Христова, поскольку любая святыня, будь то чудотворная икона, или мощи, или место подвига какого-либо угодника Божия, освящается благодатью Христовой. При этом мучатся, собственно, не сами бесноватые, а демоны, в них пребывающие, но, испытывая мучения сами, они причиняют страдания и тем людям, в которых находятся. Тем более гадаринский бесноватый, а правильней сказать, демоны, живущие в нем, должны были испытывать мучения и необыкновенные страдания при виде Самого Господа Иисуса Христа. Это мучение состояло просто в близком присутствии Господа, но бесноватый умолял Его, чтобы Он не мучил его. Спаситель, конечно, не желал никому причинять страдания, но падшим ангелам и злым людям сама благодать Божия, Божественное действие, доставляет мучения – добро для злых становится мучительным. Нечто подобное происходит и с нами, страстными людьми, потому что, когда мы встречаемся с Господом в Его учении или молитве, также испытываем мучение, наша душа начинает невыносимо страдать. Учение Христово для нас мучительно. Евангелие, в котором пребывает Сам Христос (почему и уместно сказать, что мы, читая его, приближаемся ко Христу), само Евангелие приносит нам муку, потому что запрещает нашим страстям свободно действовать, враждует против душевного беснования, которым мы одержимы, когда поддаемся действию страстей. Мы тоже не хотим, чтобы Евангелие нас мучило, и часто отвращаемся от него. Надо сказать, что, по большей части, это самая главная причина того, что люди не желают быть верующими. Они лукавят и отвращаются от Бога, попирают веру, которая от рождения естественно вложена в душу каждого человека, ибо душа, по выражению Тертуллиана, по природе христианка, – и все ради того, чтобы свободно жить и беспрепятственно грешить. Будучи верующими людьми, мы сами тоже тяготимся Евангелием, мы желаем найти какое-нибудь оправдание, чтобы позволить себе хотя бы некоторую греховную свободу. Может быть, мы и повинуемся некоторым заповедям, скорее всего, только ветхозаветным, которые запрещают смертные грехи, – но Евангелие во всей его полноте мы не хотим принимать и всякими лукавыми доводами освобождаем себя от его исполнения, как бы умоляя Бога не мучить нас.

Если вы обнаружили ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter или нажмите здесь, чтобы сообщить нам.

Похожие записи