Страницы меню навигации

Официальный сайт Прихода храма иконы Божией Матери «Целительница» в г. Слуцке

18 ноября – Неделя 25-я по Пятидесятнице (о милосердном самарянине)

18 ноября – Неделя 25-я по Пятидесятнице (о милосердном самарянине)

(Евангелие от Луки, 53 зачало, глава X, стихи 25–37)
И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь? Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя. Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить. Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний? На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.
К сожалению, так бывает и в нашей жизни. Мы, люди, живущие в новозаветной благодати, обыкновенно все правильно понимаем, потому что черпаем знания из книг святых отцов, получаем назидания более или менее опытных духовников или умудренных в христианской жизни друзей. Понимаем, но не делаем. Часто случается так, что, общаясь с друзьями или сотрудниками, в особенности с маловерующими или неверующими людьми, мы проповедуем слово Божие и все говорим совершенно правильно, но сами этого не исполняем. Это очень распространенный человеческий порок: учить, а самому не исполнять. Пусть же пример евангельского законника послужит нам уроком, чтобы мы не уподоблялись этому человеку. Если мы христиане, значит должны во всем – и в большом, и в малом – поступать по-христиански. Если мы верим во Христа, значит должны следовать за Ним, а не только декларировать свою веру, не делая из нее никаких практических жизненных выводов.
«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим». Первая и наибольшая заповедь – заповедь о любви к Богу. Его нужно любить не какой-то частью сердца, а всем сердцем. У человека одно сердце, а не два или три, и вот все наше сердце должно быть заполнено любовью к Богу. У нас же часто любовь к Нему совмещается с любовью к какой-либо вещи (я уж не говорю про любовь к человеку, скажем, к супругу, детям или друзьям). На словах это кажется абсурдным, но на деле получается, что мы привязаны к той или иной вещи больше, чем к Богу. Например, к своей квартире, которую мы ремонтируем, обставляем мебелью и так далее. Можно привести множество примеров того, как в сердце человека любовь к Богу уживается с любовью к совершенно ничтожному предмету; более того, оказывается, что на деле любовь к этой ничтожной вещи преобладает над любовью к Богу. Поэтому Спаситель и говорит: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею». Душа – это синоним слова «жизнь». Богу должна быть посвящена вся наша жизнь, а не какая-то ее часть.
«И всею крепостию твоею». Под крепостью имеется в виду как физическая сила, так и вообще сила воли или характера. Человек должен понуждать себя угождать Богу всеми силами.
«И всем разумением твоим». Весь наш ум должен быть занят Богом – это, конечно, идеальное состояние. Святые отцы для этого упражнялись в Иисусовой молитве, занимая свой ум этой и другими молитвами так, чтобы не помышлять ни о чем другом. Для нас, наверное, это трудноисполнимо, но мы должны, по крайней мере, постоянно рассуждать о Боге, Его заповедях, обо всем Божественном, направлять ум на угождение Ему. Это и будет исполнение заповеди «возлюби Господа Бога твоего всем разумением твоим».
«И ближнего твоего, как самого себя». Мы совершенно потеряли чувство любви, оно нам незнакомо. Ведь все люди являются братьями и сестрами в буквальном смысле слова, поскольку произошли от одних прародителей, Адама и Евы, однако естественное по отношению к своим братьям и сестрам чувство было истреблено в душе человека грехом. Поэтому нужен был некий критерий, мера того, как нужно любить ближнего. И Бог дал людям такую меру. Безусловно, каждый из нас любит себя, и своего ближнего нужно возлюбить, как самого себя.

Если вы обнаружили ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter или нажмите здесь, чтобы сообщить нам.

Похожие записи