Страницы меню навигации

Официальный сайт Прихода храма иконы Божией Матери «Целительница» в г. Слуцке

2 декабря – Неделя 27-я по Пятидесятнице (об исцелении скорченной)

2 декабря – Неделя 27-я по Пятидесятнице (об исцелении скорченной)

(Евангелие от Луки, 71 зачало, глава XIII, стихи 10–17)

В одной из синагог учил Он в субботу. Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться. Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего. И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога. При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний. Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить? сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний? И когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его.

Казалось бы, в наше время давно уже не стоит вопрос о соблюдении заповеди о субботе, однако это евангельское поучение, а правильнее сказать, событие, которое Церковь нам сегодня предлагает как поучение, нисколько не устарело и назидательно также и для нас. Мы часто требуем от окружающих точного исполнения тех или иных предписаний, будь то предписания монастырского устава, наставления святых отцов или евангельские заповеди. Мы предъявляем к людям чрезвычайно строгие требования, совершенно не задумываясь о том, подходят ли они человеку или нет, мы и не хотим вникать в суть дела по той причине, что окружающие нам совершенно безразличны. Наше желание состоит в том, чтобы оправдать себя и показать, что сами мы все строго соблюдаем. Всякий, кто поступает иначе, чем, с нашей точки зрения, следовало бы поступить, является для нас уже нарушителем закона. Мы не испытываем к людям никакого сочувствия, мы жестокосердные, нами владеет безразличие и равнодушие. При всем том, по действию самой обыкновенной сентиментальности, мы с любовью относимся к животным, привязываясь к ним всем сердцем, и не осознаем, что неразумное существо мы жалеем, а к ближнему относимся очень жестоко. То же происходит и в отношении наших друзей и родственников: мы любим их, а потому все прощаем, во всем к ним снисходим, позволяем им делать все что угодно и даже бываем готовы ради них, сами того не замечая, нарушать свои собственные принципы. Зато от других людей мы всегда требуем строго. И в этом смысле мы очень похожи на лицемерного начальника синагоги. Если бы мы сочувствовали человеку и вникали в его душевные и житейские трудности, то, конечно, снисходили бы к нему во всем, все ему прощая и радуясь о всяком его исправлении; мы желали бы лишь того, чтобы человек получил утешение и помощь свыше, чтобы он «выпрямился», то есть исцелился от того мучительного состояния, в котором он пребывает, когда его как бы сковывает, стесняет дьявол или, может быть, он терпит какие-то земные скорби и страдания. Посмотрим на себя трезво и беспристрастно – и мы найдем повод устыдиться. Если мы чрезвычайно строго относимся к другим и снисходим к себе и близким нам людям, то таким образом мы, уподобляясь этому начальнику синагоги, противимся Господу и потому должны исполниться стыда. Признаком же избавления от такого неправильного отношения к людям является то, что мы начинаем сочувствовать всякому человеку, снисходить к нему, радоваться его исправлению и не замечать того, что другим людям кажется нарушением обязательных для всех правил. И если мы видим, что человека посещает благодать или в его жизни происходит просто что-то радостное, то мы радуемся вместе с ним и уподобляемся тем людям, которые радовались «о всех славных делах» Господа Иисуса Христа.

Таким образом, в наше время нарушением заповеди о субботе можно считать нарушение общепринятых в Православной Церкви или вообще в человеческом обществе норм. Мы должны снисходить к человеку и думать, что даже если он что-то и нарушит, чтобы получить таким образом какое-то облегчение и пользу, то мы только порадуемся за него, потому что и сами нуждаемся в снисхождении и можем оказаться в таком же, как и он, положении. В этой ситуации нам необходимо исполнить заповедь: «Возлюби ближнего своего, как самого себя» (см. Лк. 10, 27). Что это значит? Наш ближний – такой же человек, как и мы, ничем от нас не отличающийся, поэтому если мы думаем, что в чем-то лучше его, то это признак нашей гордости. Какие-то черты нашего характера представляются нам некими преимуществами, которые позволяют нам не любить ближнего и даже презирать его, потому что он якобы не достоин нашей любви. На самом же деле все люди совершенно одинаковы, а различия, которые кажутся нам значимыми, чрезвычайно ничтожны и даже, можно сказать, их не существует вовсе. Значит, если я люблю себя, то обязан любить и ближнего, если снисхожу к себе, то обязан во всем снисходить и к ближнему.

Если вы обнаружили ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter или нажмите здесь, чтобы сообщить нам.

Похожие записи