Страницы меню навигации

Официальный сайт Прихода храма иконы Божией Матери «Целительница» в г. Слуцке

7 января – Рождество Христово

7 января – Рождество Христово

Христос раждается, славите:
Христос с небес, срящите;
Христос на земли, возноситеся!
Пойте Господеви вся земля

Рождество Христово – второй по значимости православный . Торжественнее его отмечается только , светлое Христово Воскресение. Подготовившись 40-дневным постом, молитвой и милостыней, православные христиане с живой верой и неподдельной радостью встречают этот всерадостный примирения человека с Богом, видят в нем предвозвестие искупительного подвига Сына Божия и обновления человеческой природы.

Свою духовную радость в день Рождества Христова Церковь выражает пророческим утешительным пением на великом повечерии, которым начинается всенощное : «С нами Бог! Разумейте, языцы, и покоряйтеся, яко с нами Бог». Великая радость Церкви в праздник Рождества Христова проистекает из благодарственного воспоминания снисхождения и единения Бога с человеком. Сообразно великой радости, принесенной миру Рождеством Спасителя, Церковь издревле постановила совершать Богослужение в день Рождества Христова без коленопреклонений. В этот день никто не постится, и в продолжение трех дней Церковь созывает своих чад праздничным колокольным звоном.

(Евангелие от Матфея, 3 зачало, глава II, стихи 1–12)

Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка: и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля. Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему. Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою.

Мы вспоминаем Явление в мире Сына Божия – великое, неповторимое событие, изменившее ход жизни всего человечества и затрагивающее каждого человека таинственностью и значимостью этого великого события.

Господь – одно из имен Божиих, переведенное на русский язык. Точный перевод этого еврейского слова, содержащегося в оригинале Ветхого Завета, звучал бы так: «Господь мой».

Иисус – это человеческое имя, которое носил не только Иисус Христос, но и праведники, известные своей святостью и упоминаемые в Священном Писании, например Иисус Навин и автор одной из библейских книг (Премудрости Иисуса, сына Сирахова), а может быть, и другие обыкновенные люди. В нем также сокрыта великая истина нашего спасения: в переводе с еврейского это имя буквально обозначает «Господь – спасение». И наконец третье слово, может быть, самое главное, ключевое в понимании того, о чем мы сегодня молитвенно размышляем и что молитвенно переживаем, – Христос, которое в точности значит «помазанник». Иудеи называли так пророков, первосвященников, царей (в израильском народе царская власть появилась со времен Саула). По отношению к Спасителю слово «Христос» приобретает особенное, более глубокое значение. Иисус был помазан благодатью Божией. Обычно (и так бывает до сих пор) люди помазывались благодатью Божией при излиянии на них благовонного мира как символа действия благодати. Человечество же Спасителя было помазано на вечное царство Его Собственным Божеством, второй Ипостасью Пресвятой Троицы, соединившейся с человеческим естеством неслитно и одновременно нераздельно, чудесным, сверхъестественным, непостижимым для нас образом. Это кажется невозможным, но «невозможное у людей возможно у Бога» (см. Лк. 18, 27). Мы исповедуем, что подобного до сих пор никогда не было и не будет, изумляемся этому событию более, чем даже неверующие люди, но принимаем истину Боговоплощения всем сердцем. Вторая Ипостась Пресвятой Троицы в Свое Божественное естество восприняла естество человеческое. Отныне Сын Божий, кроме того, что Он превечно был Богом, стал еще и Человеком – «непреложно вочеловечился», восприняв Свое человеческое естество от Девы Марии. Действенность нашей веры более всего выражается в Таинствах, где мы непостижимым для человеческого ума (о чем свидетельствует и само слово «Таинство»), но самым реальным, действительным образом соединяемся с Господом Иисусом Христом, через Его человеческую природу воспринимая в себя Его Божественную славу, Божественное действие. Так происходит освящение всех нас – грешных, немощных и, откровенно сказать, совершенно ничтожных и никчемных людей, однако же становящихся великими постольку, поскольку в нас действует слава великого Бога и Спасителя Иисуса Христа, как сказано в богослужении.

Таким таинственным образом совершается спасение человеческого рода. Участие в Таинствах – это самое великое доброе дело, в котором проявляется настоящая, искренняя вера человека, и которое выше самых обширных дел милосердия и сострадания к людям. Без этого дела человек, даже искренне верующий, не может наследовать вечную жизнь, ибо наследует ее человек только потому, что приобщается к Божественному естеству. Спасение он приобретает не своими силами, а сверх своих естественных возможностей.

Если вы обнаружили ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter или нажмите здесь, чтобы сообщить нам.

Похожие записи