Страницы меню навигации

Официальный сайт Прихода храма иконы Божией Матери «Целительница» в г. Слуцке

19 января – Святое Богоявление

19 января – Святое Богоявление

Крещения Господа нашего Иисуса Христа – один из великих и самых древних христианских праздников. Праздник Крещения Господня также называется Богоявлением, потому что во время крещения Бог явил Себя людям, что Он есть Пресвятая Троица, а именно: Бог Отец говорил с неба, воплотившийся Сын Божий крестился, а Дух Святый сошел в виде голубя. Издревле также называется этот день Просвещением или праздником Светов, потому что Бог есть свет и явился «просветить во тьме и сени смертной сидящих». Накануне праздника, в Крещенский сочельник, установлен строгий . В день Крещенского сочельника и в самый день праздника в храмах совершается Великое водоосвящение. Великим оно называется потому, что, в отличие от обычного освящения, над водою читаются особые молитвы о благословении Божьем, о придании ей Святым Духом силы очищения и исцеления. При этом в воду троекратно погружается крест, подобно троекратному погружению Христа в воды Иордана. Известно свойство освященной в это день воды не портиться в течение длительного времени и сохраняться свежей в течение целого года и более. К Богоявленской (Крещенской) воде христиане с древних времен имеют великое благоговение, называют ее великой агиасмой (греч.: святыня). В день праздника ею окропляют храмы и дома, а затем в течение всего года потребляют после молитвы и натощак. Особенно же прибегают к благодатным свойствам этой воды в телесных болезнях или при душевных смущениях.

(Евангелие от Матфея, 6 зачало, глава III, стихи 13–17)

Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему. Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед. Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои. Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? сотворите же достойный плод покаяния и не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам», ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь. Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем; лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым. Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.

Когда апостолу Павлу во время его путешествия в Дамаск явился Господь и обратил его к покаянию, то свидетели этого события видели свет и слышали некий голос. Но они не понимали, Кто явился и что было сказано. Сам же апостол Павел видел все ясно, и это видение было до такой степени блистательно, что он на некоторое время, вплоть до того, как крестился, ослеп.

Поэтому едва ли люди, присутствующие на реке Иордан при Крещении Господа, видели и понимали все происходящее в полной мере. Может быть, они действительно слышали звук грома и видели какой-то необыкновенный свет, потому что отверзлись небеса, и свет Божественной благодати явился, наверное, не только Иоанну Крестителю, но и всем присутствовавшим там. Но из-за своего недостоинства не все люди понимали это явление, и только Иоанн Креститель вкусил это Откровение в полной мере: только он понял, Кто явился перед ним. Впоследствии, как повествует Евангелие от Иоанна, Предтеча Господень, проповедуя Господа Иисуса Христа, говорил так: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира. Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: На Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым» (Ин. 1, 29, 33). Значит, это Откровение было, прежде всего, для Иоанна, для того чтобы он узнал во Христе Мессию, Сына Божия. Наконец, и для того чтобы Иоанн Креститель первым из людей, живущих на земле, познал тайну Пресвятой Троицы и был утешен этим Откровением, которое было, надо полагать, самим великим из его духовных переживаний. После этого он уже не боялся ничего и смело обличал всякого, дерзнул обличить даже Ирода четвертовластника, за что и был казнен (см. Мф. 14, 3–12; Мк. 6, 16–29; Лк. 3, 19–20).

Вот какая великая добродетель – послушание! Иоанн Креститель исполнил волю Божию, не взирая ни на что, и через это послушание познал тайну Пресвятой Троицы, познал Бога, познал истину. К этому стремятся многие люди: ищут, ошибаются, признают свои ошибки, вновь заблуждаются… Даже самый, казалось бы, неприметный человек, не стремящийся к каким-либо знаниям, – и тот думает, что познал истину, когда, например, предается удовольствиям, в которых, как он полагает, заключается его счастье. Значит, и такой человек по-своему стремится к истине, хотя и не находит ее. Во всех вложено это стремление, однако большинство из нас не находит истины. Лучшие, а правильнее сказать, наиболее искренние, получают ответ от других людей: от таких, как Иоанн Креститель, апостолы, отцы. Предтеча же познал истину непосредственно, благодаря своему послушанию в исполнении воли Божией.

Мы также должны понуждать себя к послушанию Божественной воле, в чем бы оно ни выражалось. Для монашествующих – это послушание настоятелю, духовнику. Для мирян – послушание духовнику, смирение друг перед другом, наконец повиновение начальству, если только это не противоречит христианской совести. И, конечно же, для всех прежде всего – это послушание евангельским заповедям. Мы должны все поверять евангельскими заповедями, потому что не должно быть послушания бездумного. Истинное послушание – это то, которое через повиновение тому или иному человеку является, на самом деле, повиновением Богу. Послушание духовнику, настоятелю, начальству тогда становится полезным, тогда приводит нас к познанию истины, когда оно соответствует евангельским заповедям и является послушанием, повиновением Самому Богу. Всеми силами будем заставлять себя каждый день, каждое мгновение следить за собой, не уклоняемся ли мы от воли Божией не только в великом, но и в малом (а познать волю Божию нам помогут наши духовные руководители). Тогда и мы, в конечном счете, познаем истину, хотя это и кажется трудным и даже странным и невозможным нам, обыкновенным, ничем не примечательным людям.

Мы познаем, что Бог есть Троица, не только с чужих слов, но и самой своей душой. Мы уверуем так, что будем жить безмятежно и спокойно, надеясь на милость Божию и каясь, и перейдем в вечную жизнь с благой надеждой на свое спасение. Вера в Бога, вера в Пресвятую Троицу, сопровождаемая делами, которые являются естественным проявлением веры, дарует человеку надежду на спасение и на прощение его грехов, каким бы грешным он ни был. При этом мы не должны думать, будто представляем из себя нечто. Если даже Иоанн Креститель считал, что он нуждается в крещении, то есть в очищении, то мы тем более должны понимать, что совершенно безгрешного человека быть не может, каким бы праведным ни казался он сам себе или своим друзьям и близким.

Но в то же время мы видим, что Иоанн Креститель, хотя и считал себя грешником, однако исполнял свой долг. И мы, почитая себя грешниками и всегда помня об этом, тем не менее должны помогать спасаться другим людям, должны делиться духовным хлебом со своими близкими во Христе и, если возможно, привлекать людей, далеких от веры, в Церковь. Осознание своей греховности и послушание воле Божией делает нас истинными христианами, делает нас достойными имени христиан и дарует нам надежду на вечную жизнь.

Если вы обнаружили ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter или нажмите здесь, чтобы сообщить нам.

Похожие записи