Страницы меню навигации

Официальный сайт Прихода храма иконы Божией Матери «Целительница» в г. Слуцке

21 апреля – Неделя 6-я Великого поста, Вербное воскресенье

21 апреля – Неделя 6-я Великого поста, Вербное воскресенье

Красуйся и радуйся Церкве Божия:
се бо Царь твой прииде в правде,
на жребяти седя, от детей воспеваемый:
осанна в вышних!

Сегодняшний день – торжественный и светлый, на время преодолевающий сосредоточенно-скорбное настроение Великого поста и предваряющий радость Святой Пасхи. В празднике Входа Господня в Иерусалим ярко загорается слава Христа как Всемогущего Бога, и как Царя, сына Давидова, Владыки, приветствуемого избранным народом Божиим. В этот день Церковь вспоминает, что пришедшие на Пасхи иудеи встречали Иисуса как мессию, как пророка, как великого чудотворца, ибо знали, что Он незадолго до этого воскресил четверодневного Лазаря. Взрослые и дети пели и ликовали, подкладывали под ноги осла, на котором Он ехал, свои одежды, встречали Его зелеными ветвями и цветами. От обычая употреблять в этот вайи (ветви финиковой пальмы) он называется Неделею «Ваий», «Цветоносия», «Цветною». У нас же этот называется «Вербным воскресением», т. к. вайи заменяются вербой, поскольку ранее других деревьев являет она признаки пробуждающейся после долгой зимы жизни. Стояние с этими ветвями и зажженными свечами – это воспоминание торжественного Входа Царя Славы на вольные страдания. Молящиеся как бы встречают невидимо грядущего Господа и приветствуют Его, как победителя ада и смерти.
В воскресенье вечером богослужебные тексты свидетельствуют о наступлении Страстной, или Великой, седмицы. Начиная с вечерни недели Ваий, все песни Триоди Постной ведут нас по следам Господа, грядущего на вольную смерть.
(Евангелие от Иоанна, 41 зачало, глава XII, стихи 1–18)
За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых. Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, и Лазарь был одним из возлежавших с Ним. Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира. Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал: Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали. Иисус же сказал: оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего. Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда. Многие из Иудеев узнали, что Он там, и пришли не только для Иисуса, но чтобы видеть и Лазаря, которого Он воскресил из мертвых. Первосвященники же положили убить и Лазаря, потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса. На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев! Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано: Не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле. Ученики Его сперва не поняли этого; но когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что так было о Нем написано, и это сделали Ему. Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых. Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо.
Сегодня мы вспоминаем торжественный вход Господа нашего Иисуса Христа в Иерусалим, когда после воскрешения праведного Лазаря – а об этом чуде узнали уже многие жители Иерусалима – Господь со славой, при народном ликовании вошел во врата Святого Града. И по сей день известно то место, где находились так называемые Златые врата, через которые Спаситель прошел в город. Сейчас городские стены там совершенно другие: они построены в XVI веке, но, тем не менее, это место на них отмечено (ныне оно заложено камнем). Кроме того, совсем недавно, в конце XIX века, были проведены раскопки на Елеонской горе, которая находится между Вифанией и Иерусалимом, где были найдены остатки той самой древней дороги, вымощенной камнем, по которой Спаситель спускался из Вифании и при народном ликовании шел в Святой Град.
Как говорит Евангелие, толпа, бывшая со Спасителем, свидетельствовала, что Господь наш Иисус Христос «вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых» (ст. 17). «Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо» (ст. 18), – то есть воскрешение четверодневного мертвеца. Это событие было необыкновенным, непостижимым и одновременно настолько реальным и ощутимым, что народ с ликованием встретил Господа Иисуса Христа, воспевая его и выкрикивая: «Осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!» (ст. 13). Этот крик как бы невольно вырывался из сердец людей. Мы не знаем точно, кто так прославлял Спасителя, может, даже и те, кто недавно относился к Нему враждебно. Но несомненно, что любящие Спасителя и верующие в Него восклицали именно так, а Его непримиримые враги не смели в это время даже возвысить голоса и высказывали свое неудовольствие тихо, потому что всеобщее ликование вызвало в них страх. Они боялись, что, если скажут что-либо против Иисуса, народ возмутится, отринет их, и авторитет их окончательно упадет; может быть, боялись даже и физической расправы.
К сожалению, страх их оказался напрасным. Прошло совсем немного времени, и те же толпы народа, которые с такой славой и восторгом встречали Спасителя, забыли о Нем, а некоторые даже переменили свое радостное настроение на враждебное отношение, поддавшись интригам и внушению фарисеев и архиереев. Последние же были лицемерами и хотели избавиться от Господа, потому что завидовали и потому что боялись лишиться почета и материальных выгод, которые они имели благодаря народному почитанию и уважению. Какие же размышления это у нас вызывает? Вот люди видят необыкновеннейшее, непостижимое чудо: воскрешен четверодневный мертвец, плоть которого уже распадалась, в особенности если учитывать, что все это происходило в жарком климате Палестины. Казалось бы, слава этого чуда столь велика, что уже никто не должен сомневаться в том, что Иисус есть Сын Божий и действительно Царь Израиля – Царь духовный, вечный. Не такой царь, чей престол после его смерти займет другой, как это обычно бывает в жизни. Ведь даже члены одной царской династии сменяют друг друга, образуя при этом более или менее длинную череду монархов до тех пор, пока и сама династия не сменится другой. Значит, никого из людей нельзя назвать истинным царем избранного народа Израиля. В то время таким избранным народом был еврейский, а ныне – всякий православный народ, будь то русские, румыны или греки, ибо Православная Церковь есть новый Израиль. И этим чудом воскрешения Лазаря Господь Иисус Христос показал, что именно Он и есть истинный Царь Израилев – Царь вечный.
И мы так же: сначала приходим в религиозный восторг, а потом остываем и, пренебрегая заповедями Божиими, становимся распинателями Спасителя. Чтобы такого с нами не происходило, мы должны этот восторг, охватывающий нас в праздники, – а правильнее, эту благодать Божию, как бы простирающуюся из храма и привлекающую в Церковь даже тех, кто почти никогда не думал о вере, – сохранить и трудами укоренить в своем сердце. Вот тогда наша жизнь преобразится и мы, несмотря на свои греховные немощи, станем людьми искренно верующими, а не такими, которые сначала восторженно приветствуют Спасителя, а спустя некоторое время совершенно забывают о том, как еще недавно с восторгом восклицали: «Осанна! Благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!» (см. Мф. 21, 9; Мк. 11, 9–10; Ин. 12, 13).

Если вы обнаружили ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter или нажмите здесь, чтобы сообщить нам.

Похожие записи