Страницы меню навигации

Официальный сайт Прихода храма иконы Божией Матери «Целительница» в г. Слуцке

22 мая – Преполовение Пятидесятницы

22 мая – Преполовение Пятидесятницы

(Евангелие от Иоанна, 26 зачало, глава VII, стихи 14–30)
Но в половине уже праздника вошел Иисус в и учил. И дивились Иудеи, говоря: как Он знает Писания, не учившись? Иисус, отвечая им, сказал: Мое учение – не Мое, но Пославшего Меня; кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно, или Я Сам от Себя говорю. Говорящий сам от себя ищет славы себе; а Кто ищет славы Пославшему Его, Тот истинен, и нет неправды в Нем. Не дал ли вам Моисей закона? и никто из вас не поступает по закону. За что ищете убить Меня? Народ сказал в ответ: не бес ли в Тебе? кто ищет убить Тебя? Иисус, продолжая речь, сказал им: одно дело сделал Я, и все вы дивитесь. Моисей дал вам обрезание (хотя оно не от Моисея, но от отцов), и в субботу вы обрезываете человека. Если в субботу принимает человек обрезание, чтобы не был нарушен закон Моисеев, – на Меня ли негодуете за то, что Я всего человека исцелил в субботу? Не судите по наружности, но судите судом праведным. Тут некоторые из Иерусалимлян говорили: не Тот ли это, Которого ищут убить? Вот, Он говорит явно, и ничего не говорят Ему: не удостоверились ли начальники, что Он подлинно Христос? Но мы знаем Его, откуда Он; Христос же когда придет, никто не будет знать, откуда Он. Тогда Иисус возгласил в храме, уча и говоря: и знаете Меня, и знаете, откуда Я; и Я пришел не Сам от Себя, но истинен Пославший Меня, Которого вы не знаете. Я знаю Его, потому что Я от Него, и Он послал Меня. И искали схватить Его, но никто не наложил на Него руки, потому что еще не пришел час Его.
В сегодняшнем евангельском чтении в честь Преполовения Пятидесятницы рассказывается, как Господь наш Иисус Христос «в половине праздника» Пасхи-то есть во время после иудейской ветхозаветной Пасхи и до наступления Пятидесятницы, также ветхозаветного праздника, – «вошел в храм и учил» (ст. 14).
«И дивились Иудеи, говоря: как Он знает Писания, не учившись?» (ст. 15). В то время у иудеев были очень почитаемы так называемые книжники – люди, посвятившие специальному изучению Священного Писания всю свою жизнь. Помимо Священного Писания они исследовали также и Священное Предание, правда, в то время уже искаженное, не Божественное, а человеческое, которое впоследствии – уже после евангельских событий – было записано в сборник книг, названный Талмудом. Оказывая большое уважение знатокам Священного Писания, очень ценя, даже страшась их, благоговея перед ними, иудеи удивлялись, как можно знать Священное Писание, не учившись.
«Иисус, отвечая им, сказал: Мое учение – не Мое, но Пославшего Меня; кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно, или Я Сам от Себя говорю» (ст. 16–17). Спаситель, не учившись у людей и не изучая Священного Писания специально, тем не менее цитировал его так, что знатоки этого Писания изумлялись. Мы знаем, что в христианскую эпоху были некоторые подвижники благочестия, не знавшие грамоты, но тем не менее рассуждавшие и учившие на основе Священного Писания. В особенности знаменателен случай с преподобной Марией Египетской, которая, будучи совершенно неграмотной и, более того, нигде и никогда не обучаясь закону Божию, и в том числе Священному Писанию, цитировала его наизусть, потому что оно было открыто подвижнице Духом Божиим.
«Иисус, отвечая им, сказал: Мое учение – не Мое, но Пославшего Меня; кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно, или Я Сам от Себя говорю» (ст. 16–17). Итак, мы можем в самих себе отыскать критерий, позволяющий нам отличать истину от лжи, от того, что в просторечии называется «отсебятиной». Неважно, красива ли эта ложь, остроумна ли – важно, что она исходит не от Бога. Человек, который хочет творить волю Божию, как раз и стремится любым способом познать, в чем она состоит. И такой христианин действительно получает дар рассуждения и различения предметов духовных. Он начинает их видеть такими, каковы они есть на самом деле, а не какими они кажутся нам. Иногда нам что-то нравится или кажется убедительным потому, что льстит нашим страстям, и мы выбираем то, что нам приятно, что оправдывает нас и защищает от необходимости каяться, позволяет нам оставаться такими, какие мы есть. Поэтому Господь и сказал, что о Его учении – истинное оно или придуманное человеком – может узнать именно стремящийся исполнять волю Божию. А тот, кто хочет творить свою греховную волю и удовлетворять свои желания, конечно же, выберет то, что его оправдывает.
«Я пришел не Сам от Себя», то есть не как человек проповедующий свое собственное учение и желающий приобрести себе сторонников. «Но истинен Пославший Меня», – конечно же, иудеи поняли, как понятно и нам, что Господь Иисус Христос говорит здесь о Боге Отце. «Истинен Пославший Меня, Которого вы не знаете». Выходит, можно быть человеком, прекрасно знающим Священное Писание, и в то же самое время не ведать Бога; быть человеком, так сказать, теоретически благочестивым, называть себя верующим и выглядеть таковым в глазах других людей, а в действительности оказаться весьма далеким от Бога.
Книжное знание прекрасно тогда, когда оно является практическим и деятельным руководством для человека, желающего испытать и исполнить то, о чем говорится в Священном Писании. Если же мы мним, что духовная жизнь заключается в жизни собственно умственной, и перестаем заботиться о своей душе и очищении своего сердца, тогда мы, будучи по виду людьми весьма просвещенными, на деле часто оказываемся врагами Божиими и уподобляемся иудеям, желавшим «наложить руки на Спасителя» (см. Лк. 20, 19). Если, читая Священное Писание и творения святых отцов, может быть, даже приобретая изощренное знание этих книг, мы увлечемся собственно чтением, то прогоним от себя благодать, прогоним желание ревностно молиться Господу, в особенности Иисусовой молитвой. Излишнее чтение, по выражению святых отцов, расстраивает ум и даже совершенно иссушает человека духовно, делая его гордецом, подобным иудейским книжникам времен Спасителя. Поэтому нужно, конечно, просвещать свой разум, но помнить при этом истинную цель: жизнь по Евангелию, по заповедям Божиим. Тогда изучение духовных книг будет нам полезно, иначе же на нас сбудутся слова преподобного Макария Оптинского о том, что чтение из любопытства приносит не столько пользы, сколько вреда.

Похожие записи

Вернуться наверх