Страницы меню навигации

Официальный сайт Прихода храма иконы Божией Матери «Целительница» в г. Слуцке

5 июня – Отдание Пасхи

5 июня – Отдание Пасхи

(Евангелие от Иоанна, 43 зачало, глава XII, стихи 36–47)
Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света. Сказав это, Иисус отошел и скрылся от них. Столько чудес сотворил Он пред ними, и они не веровали в Него, да сбудется слово Исаии пророка: Господи! кто поверил слышанному от нас? и кому открылась мышца Господня? Потому не могли они веровать, что, как еще сказал Исаия, народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их. Сие сказал Исаия, когда видел славу Его и говорил о Нем. Впрочем и из начальников многие уверовали в Него; но ради фарисеев не исповедовали, чтобы не быть отлученными от синагоги, ибо возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию. Иисус же возгласил и сказал: верующий в Меня не в Меня верует, но в Пославшего Меня. И видящий Меня видит Пославшего Меня. Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме. И если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу его, ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир.
Христос Воскресе! Воистину Воскресе!
Сегодня Отдание праздника Пасхи, и по обычаю, который перешел к нам от Греческой Церкви, мы совершаем богослужение, как в первый день Светлой седмицы. Таким образом мы как бы прощаемся с этим радостным периодом времени, когда мы вспоминаем Воскресение Христово в особенности внимательно и усиленно, при помощи богослужебных текстов и при помощи особого пасхального приветствия, проникающего даже в наш повседневный быт. Вся наша вера, вся наша жизнь основана на догмате Воскресения Христова, и мы должны помнить об этом событии в течение всего года, хотя, может быть, и не с такой ревностью, не со столь сильным чувством, как во время Пасхи.
Мы вспоминаем Христово Воскресение каждый первый день недели. По-славянски день этот называется неделя, а по-русски – воскресенье. Некоторые подвижники достигли такого блаженного состояния, что всегда созерцали в душе своей великую славу этого всерадостного дня – Воскресения. Особенно ярким, можно сказать, откровенным примером является преподобный , который говорил всем тем, кто к нему приходил, благовествуя им радость спасения: «Христос Воскресе, радость моя!» Всякого человека он называл радостью, потому что был преисполнен величайшей любви и радовался всякому спасающемуся. И приветствовал его таким образом, утешая и утверждая в вере.
Может быть, не так очевидно как это было у преподобного Серафима, но всякий истинный подвижник всегда в душе имеет веру в Христово Воскресение, ведь оно, собственно, является доказательством того, что необходимо жить по Евангелию. Конечно, нельзя сказать, чтобы этим исчерпывалось значение величайшего из чудес, но Своим Воскресением Господь Иисус Христос как бы доказал без слов, доводов и рассуждений истинность Своего учения. И мы живем по Евангелию не только потому, что оно для нас убедительно, значимо и находит отклик в нашей душе. (Иногда мы что-то не принимаем в Евангелии, и бывает, что даже на протяжении многих лет нам трудно согласиться с какими-то нравственными требованиями, трудно их исполнить.) Но мы принимаем все это по той причине, что Воскресение из мертвых Господа нашего Иисуса Христа является самым могущественным и неоспоримым доводом истинности евангельского учения. Так что мы, иногда и нехотя, вынуждены согласиться, принять учение Евангелия или, по крайней мере, если не исполняем заповеди, укорить себя за свою немощь, нерадение или другие внутренние причины, препятствующие нам исполнить Божественное Евангелие.
Итак, мы видим, что Воскресение Христово всегда с нами, все на этом держится. Без этого никто не мог бы не только совершать какие-то великие подвиги, но даже и ограничить себя в чем-то малом, держать себя в каких-то рамках, чтобы быть просто, как сейчас принято говорить, приличным человеком. В наше время критерии истины и лжи, нравственности и безнравственности, справедливости и бесчеловечности настолько стерлись, что всякий человек, теряющий веру во Христа, теряет вообще всяческие ориентиры. Поэтому, когда мы обращаемся к вере, происходит необыкновенное, сильнейшее изменение, можно сказать, перелом во всей нашей внутренней жизни. Человек, будучи до этого совершенно свободным от всяких обязательств перед своей совестью, а иногда даже не веря в ее существование, вынужден поместить себя в жесткие рамки, предлагаемые Евангелием. Он делает это именно потому, что вера в Воскресение Христово заставляет его принять все без всяких рассуждений и безоговорочно. Тем более без веры в Воскресение Христово нельзя было бы совершить никаких особенных подвигов, таких как уединение, отречение от семейной жизни, от имущества, отречение от своей воли, что для любого человека является очень тяжелым. Не было бы того, что сделало бы нас пригодными к монашеской жизни и хотя бы в какой-то степени усердными в ней.
Поэтому о Воскресении Христовом должна быть в нашем сердце всегда. Не нужно это утрировать (как некоторые люди, пытающиеся подражать преподобному Серафиму, но не имеющие при этом такой благодати, как он) и в течение целого года обращаться к людям с пасхальным приветствием. Церковь все учредила разумно: вот есть сорок дней, в которые мы приветствуем друг друга пасхальным приветствием. По прошествии этих сорока дней мы вспоминаем (не забывая, конечно, о Воскресении Христовом) и о других событиях из жизни Христа, значимых для нашего спасения. Будем исполнять церковные обычаи, премудрые, выработанные на протяжении уже двух тысяч лет людьми богоносными и святыми. И потому, храня о Воскресении Христовом, будем радоваться тогда, когда нужно, и столько, сколько нужно; будем плакать, если Церковь этого требует, как, например, в Великий , и будем вспоминать с большим вниманием и усердием те события, которые она предлагает нам для этого в течение года.

Если вы обнаружили ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter или нажмите здесь, чтобы сообщить нам.

Похожие записи