Страницы меню навигации

Официальный сайт Прихода храма иконы Божией Матери «Целительница» в г. Слуцке

6 июня – Вознесение Господне

6 июня – Вознесение Господне

Твою обожившуюся плоть зряще Христе,
на высоте ангелы, друг ко другу глаголаху:
воистинну Сей есть Бог наш.

Вознесения является важнейшим и великим и относится к разряду праздников, несомненно установленных апостолами. Он празднуется в сороковой день по Пасхе. Свое название он получил от воспоминаемого и прославляемого в этот день события вознесения Господа нашего Иисуса Христа во плоти на небо.
В последний день Своего видимого пребывания на земле Господь Иисус Христос взошел со своими учениками на гору Елеонскую. Благословляя апостолов, Господь «отступи от них, и возношашеся на небо». Они благоговейно поклонились Ему, и с трепетным изумлением смотрели, как Он возносился на небо, пока, наконец, облако не скрыло Его от их взоров. Славно было видимое вознесение Спасителя на небо, но гораздо славнее было дальнейшее невидимое восхождение Его ко Отцу Своему, в Вечное Божественное царство. Возносившегося Господа с трубным гласом встречали и сопровождали ангелы. Сам Бог Отец с любовью принял к Себе Сына Своего, Богочеловека Иисуса Христа, Которого и посадил одесную Себя. Отныне для всех нас открыт вход на небо, куда Предтечею за нас вошел Иисус, и куда по Его небошественной стезе восходят все истинные Его последователи.
Богослужение этого дня проникнуто высоким чувством радости, ибо по слову св. Иоанна Златоустого «ныне люди уподобились ангелам, человеки соединились с бесплотными, и из сего сродства произошел великий союз; Господь всех, восшедши на небо, примирил с Отцем Своим род человеческий; мы, которые, по-видимому, были недостойны земли, ныне вознесены на небо с самим естеством своим; и природа, от которой херувимы охраняли рай, ныне сама восседит на херувимах».
(Евангелие от Луки, 114 зачало, глава XXIV, стихи 36–53)
Когда они говорили о сем, Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам. Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа. Но Он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня. И, сказав это, показал им руки и ноги. Когда же они от радости еще не верили и дивились, Он сказал им: есть ли у вас здесь какая пища? Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда. И, взяв, ел пред ними. И сказал им: вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах. Тогда отверз им ум к уразумению Писаний. И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему. И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше. И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью. И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога. Аминь.
Святитель Феофан Затворник на основании четырех Евангелий, а также (в незначительной степени, насколько это касается собственно повествования Евангелия) апостольских Деяний и Посланий, составил так называемую евангельскую историю, где словами святых апостолов, иногда добавляя для связи несколько своих слов, хронологически последовательно изложил все евангельское повествование. Именно из книги святителя Феофана приведём описание Вознесения Господня, чтобы мы имели ясное представление о том, как происходило это событие.
«Так в продолжение сорока дней, со дня Воскресения до дня, в который вознесся, являлся Господь Апостолам, которых избрал, показывая им Себя живым по страдании Своем, со многими верными доказательствами, говоря им о Царствии Божием и давая им, относительно его, повеления Духом Святым». В эти дни мы приветствовали друг друга пасхальным возгласом «Христос Воскресе!» для того, чтобы постоянно обновлять в своей памяти великое событие Воскресения из мертвых Господа нашего Иисуса Христа. В этом мы подражаем и ученикам Спасителя. Безусловно, слова эти идут из глубокой древности, хотя мы не знаем точно, такие слова они произносили при встрече или несколько иные, более пространные, но, несомненно, апостолы делились друг с другом рассказами о явлении воскресшего Христа, своими впечатлениями, чувствами. Кратко ли, пространно ли, но ученики благовествовали друг другу об этом великом чуде и торжестве своей веры.
Вот как словами евангелистов говорит святитель Феофан о том, что было в день Вознесения: «В сей же день собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обетованного от Отца, о чем вы слышали от Меня. И се, Я пошлю вам обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь во граде Иерусалиме, пока не облечетесь силою свыше. Ибо Иоанн крестил водою, а вы, чрез несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым». «Несколько дней» сейчас мы понимаем как «два-три», но здесь имеется в виду несколько больший временной промежуток – десять дней. Под крещением Духом Святым нужно понимать не какое-то «второе крещение», о котором говорят сектанты, утверждающие, что есть крещение водою, а есть крещение Духом Святым, а то, что ученики Спасителя будут очищены, обновлены, освящены действием Святого Духа. Так иногда в Священном Писании, богослужебных текстах, рассуждениях святых отцов одинаково именуются и Сама Ипостась Духа Святого, и действие той благодати, которую Он приносит. Поэтому когда мы говорим «Дух Святой», то иногда подразумеваем собственно Третье Лицо Пресвятой Троицы, а иногда – благодать Божию, действие Духа Святого. Здесь Спаситель подтверждает то, что Он обещал ученикам еще в Своей беседе во время Тайной вечери, когда говорил, что пошлет им вместо Себя «иного Утешителя» (Ин. 14, 16).
Апостолы, будучи людьми, еще не просвещенными этим обещанным действием Святого Духа, мыслили, подобно прочим своим соотечественникам, по-земному, предполагая, что будет восстановлено Израильское царство, то есть Израильскому государству будут возвращены самостоятельность, могущество и так далее. И, хотя о Спасителе они мыслили в то время уже правильно, понимали, что Он Сын Божий и не будет (как они думали раньше) царем, неким великим завоевателем и победоносным вождем, в то же время о царствии Израильском они рассуждали по-прежнему. Патриотические чувства в апостолах преобладали или, скорее, смешивались с духовными, как это, к сожалению, часто бывает всегда и всюду, хотя просвещенные Духом люди стоят выше национальных и государственных различий.
Итак, «Апостолы спросили Господа, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? Он же сказал им: не ваше дело знать времена и сроки, которые Отец положил в Своей власти». Что это значит? Господь Иисус Христос по Воскресении Своем не открыл времени установления Царства Божия на земле даже Своим ученикам, а значит, этого не может знать никто: не только мы, обыкновенные люди, но даже великие , которые, как мы естественно должны рассуждать, не могут превосходить своими знаниями, духовностью, близостью к Богу святых апостолов. Ученики спрашивают: «Не в сие время восстановляешь Ты царство Израилево?» Спаситель отводит их от этой мысли и говорит им о Царствии Божием, которое в аллегорическом, переносном смысле также можно назвать царством Израилевым, поскольку «Израиль» значит «видящий, созерцающий Бога». В этом смысле можно назвать царством Израилевым и Церковь, а в особенности – будущую жизнь, потому что тогда действительно все спасенные будут созерцать славу Божию.
«Не ваше дело знать времена и сроки, которые Отец положил в Своей власти». Эти слова означают: «Да, все это придет, хотя и не так, как вы думаете, и в свое время». Погибнет Израильское государство, многие народы, сделавшись могущественными, затем вновь придут в ничтожество, рассеются, а проповедь евангельская будет продолжаться до тех пор, пока в Царство Небесное не войдет все число спасенных. Ничто земное не будет иметь никакого значения: ни то, к какому государству, народу, к какой культуре принадлежат эти люди, ни то, когда они жили, ни что-либо иное.
Вспомним канон преподобного Андрея Критского, в кондаке которого есть такие слова: «Да пощадит тя Христос Бог, Иже везде сый и вся исполняяй». Это выражение мы не должны считать только красивыми словами, изображающими догмат о вездесущии Божием. Весь канон Андрея Критского преисполнен необыкновенно сильными чувствами, даже в тех тропарях, в которых восхваляется Пресвятая Троица и которые по содержанию являются догматическими, – и там есть необыкновенно сильное покаянное чувство, весь канон пронизан глубочайшими переживаниями преподобного. Иначе, если бы канон был только «работой ума», он не производил бы на нас никакого впечатления. Преподобный Андрей ощущал Господа Иисуса Христа не только в своем сердце, в своей душе, но и во всем: он видел, что Христос наполняет все. И ощущал он это не только при чтении Евангелия, не только при служении ближним или совершении богослужения, но и всегда. Это – полнота того ощущения, о котором Спаситель говорит кратко: «И се, Я с вами до скончания века» (Мф. 28, 20).

Если вы обнаружили ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter или нажмите здесь, чтобы сообщить нам.

Похожие записи