Страницы меню навигации

Официальный сайт Прихода храма иконы Божией Матери «Целительница» в г. Слуцке

16 июня – Пятидесятница (День Святой Троицы)

16 июня – Пятидесятница (День Святой Троицы)

Видехом свет истинный, прияхом Духа Небеснаго,
обретохом веру истинную, нераздельной Троице покланяемся:
Та бо нас спасла есть

В десятый день по вознесении Иисуса Христа, когда все ученики Господа были собраны в Иерусалиме, в Сионской горнице, – «бысть внезапу с небесе шум, яко носиму дыханию бурну» (как бы от несущегося сильного ветра). В это мгновение среди дома появилось множество языков огненного цвета; носясь над главами учеников, они опустились на них и опочили. Это не были действительно огненные языки, – они были «яко огненны», т. е. имели только вид огня – они лишь светили, но не жгли. Непосредственно за этими, или даже вместе с этими внешними явлениями, последовало внутреннее, совершившееся в душах верующих событие: «исполнишася вси Духа Свята». Как скоро огнь Божественный возгорелся в душах верующих, они исполнились святого восторга и в ответ на дар неба вознесли хвалы и благодарения Богу, Великому в Своих благодеяниях к роду человеческому. В чудесного и славного события этот день называется днем сошествия Святого Духа на апостолов.
Называется этот еще днем Святой Троицы. В своих песнопениях и молитвословиях Церковь чествует и прославляет все три Лица Святой Троицы, участвовавшие в сошествии Святого Духа: Бога Отца, пославшего Святого Духа, Бога Сына Иисуса Христа, умолившего Отца о послании Святого Духа, и Бога Святого Духа, сошедшего в виде огненных языков. Сошествие Святого Духа на верующих во Христа было завершением искупления и спасения Богом человека.
(Евангелие от Иоанна, 27 зачало, глава VII, стихи 37–52, глава VIII стих 12)
В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен. Многие из народа, услышав сии слова, говорили: Он точно пророк. Другие говорили: это Христос. А иные говорили: разве из Галилеи Христос придет? Не сказано ли в Писании, что Христос придет от семени Давидова и из Вифлеема, из того места, откуда был Давид? Итак произошла о Нем распря в народе. Некоторые из них хотели схватить Его; но никто не наложил на Него рук. Итак служители возвратились к первосвященникам и фарисеям, и сии сказали им: для чего вы не привели Его? Служители отвечали: никогда человек не говорил так, как Этот Человек. Фарисеи сказали им: неужели и вы прельстились? Уверовал ли в Него кто из начальников, или из фарисеев? Но этот народ невежда в законе, проклят он. Никодим, приходивший к Нему ночью, будучи один из них, говорит им: судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает? На это сказали ему: и ты не из Галилеи ли? рассмотри и увидишь, что из Галилеи не приходит пророк. Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни.
Сегодня мы празднуем великое событие: на пятидесятый день после Воскресения Спасителя на Его учеников сошел в виде огненных языков Дух Святой и исполнил их великой духовной силы, так что они даже обрели способность говорить на всех языках тех народов, среди которых должны были проповедовать.
Апостолы, ближайшие ученики Спасителя, были людьми в основном или неграмотными, или малограмотными, лишь немногие из них имели образование. Благодать же Святого Духа даровала им возможность проповедовать на иностранных языках всем народам земли. Но это было, конечно, не единственное дарование, которое апостолы получили от Господа в день Пятидесятницы. Они также получили дары чудотворения, изгнания бесов, пророчества, распознавания духов, от Бога ли они, – все Божественные дарования сошли на них во всей полноте. Когда мы читаем или слышим Деяния апостольские, повествующие об этой великой благодати, то удивляемся, ужасаемся и думаем, что сейчас такое уже невозможно. Поскольку такой благодати сейчас нет, то даже возникает сомнение, возможна ли она была и в то время. Действительно, подобные внешние признаки присутствия в человеке благодати, внешние ее проявления не всегда имеют место. Но в каждом из нас должно быть нечто, показывающее, что человек является христианином не только по имени, но и по жизни. Об этом главном признаке истинного христианина говорит Божественное Евангелие. Господь наш Иисус Христос еще до Своих Страданий предсказал пришествие великой благодати. Он произнес такие слова: «Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него; ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен» (Ин. 7, 38–39). Вот признак действия благодати, указанный в Священном Писании, и он должен присутствовать в каждом человеке: «реки из чрева его потекут воды живой». Это, конечно, образное выражение, ясно, что речь идет не о воде и, собственно, не о чреве, а о «внутреннейшем» человека, то есть о сердце, притом не о телесном органе, а о духовном сердце. Духовное сердце находится там же, где и сердце как телесный орган, но оно не есть сердце в собственном смысле слова, это – духовная внутренность, духовное чрево человека. Место, где оно расположено, в Священном Писании часто называется сердцем, иногда же – чревом, но на самом деле имеется в виду одно и то же. Если человек не только на словах верит в Спасителя, но и показывает свою веру самой жизнью, то у него в этом духовном чреве, сердце, начинает струиться Божественная благодать. Простые слова Спасителя о реках живой воды, кажущиеся, как и многие другие слова Священного Писания, какой-то притчей, аллегорией, в действительности очень точны. В самом деле, человек, испытывающий в душе, в сердце, в этом духовном чреве, действие благодати Святого Духа, ощущает его как некоторое струение, как некий источник, бьющий в его сердце. И в зависимости от обилия благодати это бывает или просто своего рода духовной влагой, или ручейком, или рекой, а иногда целым морем, наполняющим человека, переполняющим его и изливающимся на ближних. Действительно, выражение Спасителя очень точное.
Мы, из-за своей неопытности, притом еще соединенной с самоуверенностью, часто выражения Священного Писания воспринимаем в переносном смысле. Мы не можем, например, понять слов: «Я с Отцом приду и вселюсь в них» (см. Ин. 14, 23), которые говорят о том, что Бог Господь Иисус Христос с Богом Отцом будут жить внутри человека. Нам кажется, что это сказано в переносном смысле. Но тут никакой метафоры нет, слова эти следует понимать в самом буквальном смысле. Действительно, люди, исполняющие заповеди, сподобляются того, что в них вселяется Бог, и они ясно это ощущают. В кратких словах из сегодняшнего евангельского чтения также дано точное описание ощущения благодати истинным христианином. Он чувствует в сердце своем как бы реку. Когда у одного подвижника спросили, есть ли у него непрестанная Иисусова молитва, он, показывая в направлении от головы к сердцу, сказал: «Течет…» Более всего это ощущение благодати проявляется тогда, когда человек молится Иисусовой молитвой. В самом деле, когда благодать действует в полной мере, молитва течет в сердце человека.
Истинные проповедники слова Божия, богоносные отцы, например как Иоанн Златоуст, Максим Исповедник и сами апостолы, ощущали, что слово, выходящее из их уст, истекает из их сердца действием Божественной благодати. Существует такое повествование о Спиридоне Тримифунтском, который был великим чудотворцем. Он участвовал в I Вселенском соборе. Один философ препирался с православными на стороне ариан, и в какой-то момент отцы не могли найти, что ему сказать, тогда Спиридон Тримифунтский стал просить слова, хотя он был человеком очень простым и даже неграмотным. Он имел необыкновенную веру, дававшую ему власть творить чудеса, но никакого богословского образования у него не было. Отцы долго его отговаривали, просили не вступать в спор, боясь, как бы он не опозорился и как бы из-за его простоты истина не подверглась поруганию. Но все-таки святитель Спиридон настоял, и ему дали слово. Он встал и в очень простых словах рассказал о воплощении Спасителя, о Его жизни на земле, Страданиях, Воскресении и Вознесении – как будто бы пересказал Евангелие. Потом святитель спросил у философа: «Веришь ли ты этому?» И вдруг тот против всякого ожидания сказал: «Да, верю». Так Спиридон Тримифунтский своей простой речью обратил его в Православие. У философа стали спрашивать: «Почему ты, когда мы представляли тебе столь убедительные доводы, не внимал им, а к простым словам святителя Спиридона прислушался и поверил?» Он отвечал: «Когда говорил святитель Спиридон, то я чувствовал, что из уст его исходит некая сила, действующая на мое сердце и заставляющая меня принять его слова». Благодать, заключавшаяся в простых словах святителя, вошла в душу этого философа и обратила его к истинной вере. Ведь та вера, которая была в святителе Спиридоне и которая давала ему власть творить чудеса, действует не только в молитве, когда человек о чем-то просит Бога и Господь по вере его исполняет его желания, но и тогда, когда он говорит о Спасителе, о Евангелии – о всем том, во что мы верим. В простых словах может заключаться великая, непобедимая сила. И мы убеждаемся в этом, конечно же, прежде всего на примере Священного Писания. Евангельское повествование чрезвычайно просто, и по сложности изложения, безусловно, Евангелие нельзя сравнить с писаниями святых отцов, которые логически очень выдержанны, заключают в себе множество доказательств и необыкновенно витиеваты: нужда заставляла отцов философствовать, чтобы защищать истину. Однако простота Евангелия, подобная простоте Божества, намного превосходит сложность святых отцов. Это простота по превосхождению, а не по недостатку, и в ней заключено гораздо больше веры, чем в человеческих рассуждениях.
Итак, благодать, переполняя души людей, истекает и облекается либо в словесную проповедь, либо в писания (подобно тому, как это было с Евангельскими Писаниями), либо в дела, а иногда и в чудеса. Но во всяком случае эта благодать в какой-то степени, пусть даже в малой и без таких внешних проявлений, которые говорили бы о необыкновенном ее изобилии, обязательно должна быть в каждом христианине.

Если вы обнаружили ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter или нажмите здесь, чтобы сообщить нам.

Похожие записи