Страницы меню навигации

Официальный сайт Прихода храма иконы Божией Матери «Целительница» в г. Слуцке

17 июня – День Святаго Духа

17 июня – День Святаго Духа

Дух Святый, источник всякия благости,
существенне прииде, земныя концы небесною силою,
апостол ради исполнити

В следующий за Пятидесятницей понедельник совершается в честь Святого Духа. Он был установлен Церковью «ради величия Пресвятого и Животворящего Духа, яко един есть от Святой Троицы», и ради противодействия учению еретиков, отвергавших Божество Святого Духа и равночестность Его с Богом-Отцом и Богом-Сыном. Дух Святой называется Утешителем, потому что Он утешает, ободряет и умиряет нашу жизнь. Он ходатайствует о нас перед Богом воздыханиями неизреченными, как Человеколюбец, предстательствует о нас точно так же, как и Христос. Через Него подается всякая жизнь, движение, , так как Он – источник освящения и жизни. Всякая душа, согретая благодатью Святого Духа, живится, и живет в любви, радости, мире, долготерпении, милосердии, ибо это все плоды Его. Без Духа Святого, без его животворной силы мы были бы мертвы духовно.
(Евангелие от Матфея, 75 зачало, глава XVIII, стихи 10–20)
Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного. Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее. Как вам кажется? Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся? и если случится найти ее, то, истинно говорю вам, он радуется о ней более, нежели о девяноста девяти незаблудившихся. Так, нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих. Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь. Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе. Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них.
Сегодня второй день праздника Пресвятой Троицы, который называется Днем Святого Духа. В православной церковной традиции на второй день праздника принято вспоминать тех лиц, благодаря которым совершилось то или иное знаменательное событие. Например, на второй день Крещения празднуется Собор Иоанна Крестителя, на второй день Благовещения – Собор Архангела Гавриила. На второй день великого праздника Троицы мы вспоминаем Божественное Лицо Пресвятой Троицы – Святого Духа, благодаря Которому, собственно, и произошло великое освящение начатка Церкви (в лице апостолов и ближайших учеников Спасителя), а затем и всего народа Божьего, всех призванных в лоно Православной Церкви. Святой Дух сошел на апостолов в виде огненных языков, принес им великую благодать и открыл тайну Пресвятой Троицы. Именно благодаря этому наитию Святого Духа людям открылось, Кто есть Бог, каково бытие Божие, – не только то, что Бог существует, но и то, Каков Он и кáк Он существует.
В сегодняшнем евангельском чтении говорится о том, что мы не должны презирать никого из наших ближних, даже если он кажется нам самым ничтожным человеком, потому что его не презирает Бог.
«Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного. Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее. Как вам кажется? Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся? и если случится найти ее, то, истинно говорю вам, он радуется о ней более, нежели о девяноста девяти не заблудившихся. Тáк, нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих» (ст. 10–14). В этой притче говорится о существах праведных, не павших, – о святых Ангелах. Девяносто девять овец – это ангельские чины, и некоторые отцы понимают эти слова совершенно буквально, то есть говорят, что существует девяносто девять ангельских миров и один – наш, земной, падший, ради которого Господь Иисус Христос, образно говоря, и спустился на землю, то есть воплотился. Но даже если отказаться от буквального понимания, то несомненно, что в притче под девяносто девятью овцами имеются в виду Ангелы, которые не пали, но остались в прежнем своем достоинстве. А вот человеческий мир в лице двух первых людей пал, и поскольку от этих двух людей произошли все человеческие поколения, постольку все люди находятся в падшем состоянии.
Господь Иисус Христос, Сын Божий, не презрел падший человеческий род, не презрел никого: ни тех, кто в Него верит, ни тех, кто не верит. Он сошел на землю и стал искать «заблудшую овцу» – каждого из нас. Как понимать выражение «сошел на землю»? Оно не означает, что когда Бог пребывал на небесах, то Его не было на земле, а в какой-то момент с небес Он сошел на землю. В таком случае можно было бы подумать, что теперь Его нет на небе. Конечно, это не так. Здесь употреблено образное выражение, делается попытка при помощи привычных для нас понятий и образов показать ограниченному человеческому разуму, как произошли все эти неизъяснимые события. Господь Иисус Христос до воплощения соприсносущно пребывал со Отцем и Святым Духом. Как Бог, Он был вездесущим: присутствовал и на небе, и на земле, и в преисподней, и в том, что постижимо нами, – в видимом мире, и неизмеримо превосходя видимый мир.
Как же Бог сошел на землю? Конечно, не буквально. Поскольку люди духом своим от Бога удалились, постольку Ему нужно было к ним приблизиться и говорить с ними так, чтобы они могли Его слышать. Они стали не способны слышать Его духовно (как Его слышали, скажем, Адам и Ева в Раю до падения и избранные пророки, беседовавшие с Богом), поэтому Господь решил говорить с людьми, открывая им истину о Себе как Человек. Он воспринял на Себя человеческое естество и так общался со всеми нами (в первую очередь, конечно же, со Своими современниками). Апостолы донесли повествование о и жизни Спасителя и до нас.
Само человеческое имя Иисус и, так сказать, звание – Христос (слово «Христос» означает «Помазанник») являются признаками Его воплощения. Именование «Христос» показывает, что Он – Единственное, Непостижимое, Неповторимое Существо – Богочеловек, Которого никогда не было и более не будет, Бог, сделавшийся Человеком и не переставший быть Богом, Божеством Своим помазавший Свое человечество на царство над всем миром.
Так сошел на землю и явился в мир Господь Иисус Христос. Он совершил дело нашего спасения через проповедь, страдания, Крестную смерть, погребение и Воскресение. Как Бог Он всегда имел ту же самую волю, что и Отец, но как Человек подчинил Себя воле Бога Отца: был, как говорит апостол Павел, «послушлив даже до смерти» (см. Флп. 2, 8), и ради этого необыкновенного послушания по человечеству Он, несмотря на наше падение, всякому признающему Его действительным Сыном Божиим и Помазанником – Христом, дает благодать Святого Духа.

Если вы обнаружили ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter или нажмите здесь, чтобы сообщить нам.

Похожие записи