Страницы меню навигации

Официальный сайт Прихода храма иконы Божией Матери «Целительница» в г. Слуцке

7 июля – Рождество Иоанна Предтечи

7 июля – Рождество Иоанна Предтечи

(Евангелие от Луки, 2 зачало, глава I, стих 5–25)
Во дни Ирода, царя Иудейского, был священник из Авиевой чреды, именем Захария, и жена его из рода Ааронова, имя ей Елисавета. Оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно. У них не было детей, ибо Елисавета была неплодна, и оба были уже в летах преклонных. Однажды, когда он в порядке своей чреды служил пред Богом, по жребию, как обыкновенно было у священников, досталось ему войти в Господень для каждения, а всё множество народа молилось вне во время каждения, – тогда явился ему Ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного. Захария, увидев его, смутился, и страх напал на него. Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются, ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный. И сказал Захария Ангелу: по чему я узна’ю это? ибо я стар, и жена моя в летах преклонных. Ангел сказал ему в ответ: я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою и благовестить тебе сие; и вот, ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время. Между тем народ ожидал Захарию и дивился, что он медлит в храме. Он же, выйдя, не мог говорить к ним; и они поняли, что он видел видение в храме; и он объяснялся с ними знаками, и оставался нем. А когда окончились дни службы его, возвратился в дом свой. После сих дней зачала Елисавета, жена его, и таилась пять месяцев и говорила: так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми. Елисавете же настало время родить, и она родила сына. И услышали соседи и родственники ее, что возвеличил Господь милость Свою над нею, и радовались с нею. В восьмой день пришли обрезать младенца и хотели назвать его, по имени отца его, Захариею. На это мать его сказала: нет, а назвать его Иоанном. И сказали ей: никого нет в родстве твоем, кто назывался бы сим именем. И спрашивали знаками у отца его, кбк бы он хотел назвать его. Он потребовал дощечку и написал: Иоанн имя ему. И все удивились. И тотчас разрешились уста его и язык его, и он стал говорить, благословляя Бога. И был страх на всех живущих вокруг них; и рассказывали обо всем этом по всей нагорной стране Иудейской. Все слышавшие положили это на сердце своем и говорили: чтό будет младенец сей? И рука Господня была с ним. И Захария, отец его, исполнился Святаго Духа и пророчествовал, говоря: благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему. И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему. Младенец же возрастал и укреплялся духом, и был в пустынях до дня явления своего Израилю.
Сегодня мы вспоминаем преславное рождение Иоанна Крестителя. Часто при чтении Священного Писания мы воспринимаем евангельские слова спокойно, без остроты, потому что уже многократно читали и слышали этот текст, и ищем его таинственный смысл, пренебрегая в нем самым важным – тем, на чем основана наша вера. Поэтому хочется сегодняшнее преподать в таком смысловом и духовном контексте, чтобы оно воспринималось живо, с верой в повествование о рождестве Иоанна Крестителя.
«Бысть во дни Ирода царя Иудейска, иерей некий, именем Захария, от дневныя чреды Авиани: и жена его от дщерей Аароновых, и имя ей Елисавет. Беста же праведна оба пред Богом, ходяща во всех заповедех и оправданиих Господних беспорочна. И не бе има чада, понеже Елисавет бе неплоды, и оба заматоревша во днех своих беста» (ст. 5–7).
Итак, Захария, был священником, а по предположению некоторых толкователей, даже первосвященником, поэтому жизнь его протекала на виду у всего израильского народа, и все видели праведность этой супружеской четы, особенно самого Захарии. Он, как священник, всегда общался с людьми и был, видимо, настолько благочестив, что даже те, кто испытывал к нему неприязнь, не могли его ни в чем упрекнуть.
От этого еще более трудно и стыдно было Захарии и Елизавете казаться в глазах всего израильского народа грешниками по причине бесчадия, которое считалось у евреев позором и наказанием за какие-то грехи. Видя праведность священника Захарии, многие предполагали, что грешна его супруга. И только близко общавшиеся с их семьей люди понимали, что и жена его тоже праведна.
Надо подчеркнуть, что благочестие и смирение Захарии, а также признание им праведности своей супруги заключалось еще и в том, что он не давал ей разводного письма. В Ветхом Завете священнику разрешалось разводиться, и единственным ограничением было то, что после развода он мог вступить в брак только с девицей. Захария, естественно желая ребенка, на такой шаг однако не шел, потому что во всем положился на волю Божию, совершенно смирился. «И оба заматоревша во днех своих беста» (ст. 7) – то есть оба уже были в таких преклонных годах, что можно было потерять всякую надежду на рождение ребенка по самому их возрасту. Во всем этом видно необыкновенное их смирение.
Существует предание о том, что во время гонения Ирода на Вифлеемских младенцев которые были истреблены с целью убить вместе с ними и Богомладенца Христа, Ирод, зная о необыкновенном рождении Иоанна и предполагая вероятным, что он Мессия, решил уничтожить и его. Для этого он послал воинов в Горнее. Захария встал на защиту своего сына и был убит, а Елизавета бежала в пустыню и скрылась в пещере. Есть свидетельства, что стены пещеры сомкнулись, и воины не увидели, куда спряталась праведная Елизавета с младенцем Иоанном. Вскоре она почила, так как была уже в преклонных годах, а Иоанн воспитывался совершенно один под водительством Божиим.
Это также свидетельствует о том, что он был необыкновенным человеком, избранником Божиим и высшим из всех пророков. Он не учил ничему человеческому, хотя бы потому, что воспитывался в пустыне, и все, что он говорил, внушал ему Дух Божий, открывая Божественные истины. Поэтому учение Иоанна Крестителя и его слова, приведенные в Евангелии, безусловно, не человеческие, а Божественные, следовательно, мы должны принять их всей душой. Когда он, услышав глас Божий и по внушению его вышел из пустыни, то говорил всем: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Иоанн Креститель учил покаянию. Эти слова о покаянии и о добродетельной жизни, правильнее сказать покаянной, – учение не человеческое, но благодатное, внушенное Духом Святым.
В день рождества Иоанна Крестителя мы должны радоваться, что через него Бог послал нам нужнейшее для нашего спасения, возвышенное учение о покаянии, и должны понимать, что непостижимые для нашего разума Божественные истины преподаются через необыкновенных в сравнении с нами, но, в общем-то, таких же, как и мы, людей. Поэтому нельзя умалять значение того или иного человека в деле спасения и думать, что спасение произойдет само собой, помимо нашей воли. Все зависит от человеческой воли.
С одной стороны, не было бы Иоанна Крестителя, не было бы учения о покаянии. Конечно же, он избранник Божий и Господь его охранял. Но с другой стороны, не будем забывать, что он человек, подобный нам и соизмеримый с нами. Без нашего собственного человеческого понуждения, без участия людей, через которых промысел Божий совершает наше спасение, этого спасения, может быть, и не будет. Не будем пренебрегать людьми, которых Промысл Божий послал нам, чтобы сделать более удобным а, может быть, вообще возможным наше спасение в вечности.

Если вы обнаружили ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter или нажмите здесь, чтобы сообщить нам.

Похожие записи