Страницы меню навигации

Официальный сайт Прихода храма иконы Божией Матери «Целительница» в г. Слуцке

12 июля – День славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла

12 июля – День славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла

Апостолов первопрестольницы и вселенныя учитилие,
Владыку всех молите, мир вселенней даровати
и душам нашим велию милость!

Сегодня Церковь Христова прославляет двух великих апостолов, Петра и Павла. Сами имена их учат нас быть твердыми в вере (ибо Петр означает «камень», что указывает на прочность, непоколебимость) и одновременно быть смиренными (ибо Павел значит «малый» и указывает на невысокое о себе мнение). Так св. Петр и св. Павел показывают, что нам надлежит быть твердыми в христианском житии и вместе смиренными и кроткими, почитая себя менее всех.
Чему еще поучиться нам у первоверховных апостолов, которые воспеваются Церковью как «друзи Христовы», «реки премудрости» и «всего мира предстатели»? Есть ли такая добродетель, которой мы не видим в них? Бесчестия и оскорбления за проповедь они искали больше, нежели мы чести, смерти больше, нежели мы жизни, бедности больше, нежели мы покоя, печали больше, нежели другие радости, и молились за врагов больше, нежели другие молятся против врагов. Одно лишь страшило их – как бы не оскорбить Бога, равно и вожделенным для них было лишь угождение Богу, любовь ко Христу. Оба апостола приняли мученическую кончину. Более других потрудившись над созиданием Церкви Христовой, сегодня они принимают от нее достойную хвалу и славу.
(Евангелие от Матфея, 67 зачало, глава XVI, стихи 13–19)
Придя же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков. Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты – Христос, Сын Бога Живаго. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; и Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах.
Святые первоверховные апостолы Петр и Павел, которых мы сегодня совершаем, были избраны Самим Господом. Один из них, Петр, был призван в апостолы еще до страданий Спасителя, другой, Павел, чудесным образом уже после Воскресения. Вообще о святых апостолах мы знаем сравнительно немного, но некоторые черты их характера и факты из их жизни Предание все же сохранило. Мы знаем, что апостол Петр возглавлял проповедь среди иудеев, а апостол Павел – среди язычников. Нам непонятно и кажется странным, как эти люди, имея обыкновенные человеческие свойства, явились основателями Христовой Церкви – Той, о Которой Господь наш Иисус Христос сказал, что «врата ада не одолеют ее» (Мф. 16, 18). Наша жизнь современных немощных христиан делится на две части: с одной стороны, у нас есть наша религия, вера и связанное с ней внутреннее душевное состояние, а с другой – повседневная суетная жизнь со всеми ее скорбями и радостями. Можно сказать, что мы странным образом живем в двух почти несоприкасающихся сферах. Конечно, это признак того, что христианство не является для нас всей нашей жизнью, как это должно быть.
Но не так верили в Бога апостолы Петр и Павел. Для них религия, то есть вера в Господа Иисуса Христа, составляла всю их жизнь, она пронизывала само их существо, у них не было ничего второстепенного, такого, что не имело бы значения для их веры в Господа и было бы по отношению к ней как бы посторонним. Апостол Павел сказал такие удивительные слова: «Уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2, 20). Нам это непонятно, потому что мы сами ничего подобного не пережили; мы не имеем духовного опыта и можем только смутно догадываться, о чем говорит апостол. Мы пытаемся хотя бы до какой-то степени отождествить его опыт, на основании которого он произнес эти слова, со своим весьма скромным, если не сказать убогим, духовным опытом. В апостоле Павле уже не действовало ничто человеческое, в том смысле, что он уже не жил для себя или для чего-либо земного, но действовал в нем Христос, сделав его своим сознательным орудием, орудием Промысла Божиего в обращении ко спасению многих людей, доселе Христа не знавших. И даже по сей день учение апостола Павла звучит через его воистину Божественные послания, то есть не только в те далекие времена, когда он жил, но и сейчас он является орудием Промысла Божия. Это же можно сказать и об апостоле Петре, и о прочих апостолах.
Всем вам известна молитва, составленная великим учителем Церкви святителем Иоанном Златоустом, которая читается перед Причащением: «Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога Живаго, пришедый в мир грешныя спасти, от нихже первый есмь аз». Дальнейшие слова молитвы уже не относятся к предмету нашего рассуждения, а приведенные мною являются, собственно, самыми замечательными словами апостола Петра и самыми удивительными словами апостола Павла. Так считал Иоанн Златоуст, и с ним нельзя не согласиться. В сегодняшнем евангельском чтении как раз и говорится об исповедании Петровом. Когда Господь спросил Своих учеников: «А вы за кого почитаете Меня?», то апостол Петр, «отвечая, сказал: Ты – Христос, Сын Бога Живаго» (Мф. 16, 15–16). Эти слова и составляют начало молитвы: «Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога Живаго». Вторая же ее часть взята из Послания апостола Павла к Тимофею: «Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый» (1Тим. 1, 15). По-славянски последние слова звучат так: «От нихже первый есмь аз». В исповедании Петра проявилась его пламенная вера в то, что Иисус есть Посланник Божий, и не просто посланник как, скажем, какой-нибудь пророк, царь или первосвященник, но «Сын Бога Живаго», что подчеркивает величие Божие и указывает на то, что апостол Петр осознавал близость Божию. В отличие от некоторых философов или восточных мистиков, которые считают Бога некоей высшей безличной духовной субстанцией, апостол понимал, что Бог есть Бог Живой, то есть живущий, действующий и потому являющий Себя людям, вступающий с ними в подлинное общение.
Великий учитель и оратор Православной Церкви Иоанн Златоуст премудро присоединил к исповеданию Петра слова апостола Павла, выражающие его глубочайшее смирение: «Пришедый в мир грешныя спасти, от нихже первый есмь аз». Апостол Павел, чья вера и пламенное служение Богу являются образцом для всех верующих, считал себя первым из грешников. Он не думал о том, что Христос пришел спасти других людей, Он пришел спасти всех, но его самого первого, потому что он нуждается в помощи Божией, в спасении более других. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит, что в спасении нуждаются именно погибающие, и мы должны осознавать себя таковыми.
В Таинстве Причащения Тела и Крови Христовой происходит самое полное, какое только возможно, единение человека с Господом. И словами этой молитвы Святая Церковь научает нас тем чувствам, которые мы должны испытывать перед этим великим Таинством, – вере и смирению. В смирении проявляется наша вера, потому что мы именно веруем, что Христос пришел спасти грешных. Одновременно мы должны понуждать себя, хотя это очень трудно, даже, как нам кажется, невозможно, считать себя первыми из грешников. Один простой верующий человек, не понимавший этого, говорил мне: «Как я могу считать себя хуже какого-нибудь убийцы, изувера?!» Если мы посмотрим на себя трезво, то поймем, что у нас, конечно же, нет не только той веры, какая была у апостола Петра, но и того смирения, какое было у апостола Павла. Нам необходимо понимать, что за верой Петра должно следовать смирение Павла. И благодать Божия научит нас тому, что с точки зрения здравого смысла кажется абсурдным и не вмещается в ограниченный человеческий разум.

Если вы обнаружили ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter или нажмите здесь, чтобы сообщить нам.

Похожие записи