Страницы меню навигации

Официальный сайт Прихода храма иконы Божией Матери «Целительница» в г. Слуцке

14 июля – неделя 4-я по Пятидесятнице (об исцелении слуги сотника)

14 июля – неделя 4-я по Пятидесятнице (об исцелении слуги сотника)

(Евангелие от Матфея 25, зачало, глава VIII, стихи 5–13)
Когда же вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник и просил Его: Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает. Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его. Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой; ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает. Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры. Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час.
«Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (ст. 11–12). Как для нас сейчас само собой разумеется, что истинная вера – это вера таких святых, как святители Николай, Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Богослов и другие великие угодники Божии, так и для евреев того времени истинной верой была вера патриархов Авраама, Исаака и Иакова. Поэтому для нас смысл, заключающийся в словах Господа, можно передать так: «Говорю вам, что многие придут с разных сторон и возлягут со святителями Василием Великим, Григорием Богословом и Иоанном Златоустом в Царстве Небесном, а вы будете извержены вон». Так прозвучали слова Спасителя и для евреев, Его современников и слушателей; слова эти означали, что в Царствии Божием окажутся многие люди, как будто ничего не знающие об истинной вере, как будто не православные. Слово «Православие» можно употреблять по отношению не только к Новозаветной Православной Церкви, скажем русской или греческой, но и ко всем правоверующим всех времен, начиная от Адама. Если человек верит правильно, значит, он православный, значит, он славит Бога правильно и является истинно верующим. Итак, для евреев слова «сыны царства извержены будут во тьму внешнюю», прозвучали страшно и дико. Как же так, почему нам говорят такое, если мы правильно верим, посещаем , соблюдаем обряды, как будто бы стремимся исполнять заповеди?
Не нужно думать, что Евангелие – это только , Евангелие – это воистину живое слово Божие. Поэтому мы должны приложить слова Спасителя к самим себе и задаться вопросом, достойны ли мы Царствия Небесного, делаем ли мы все, для того чтобы приобрести обручение ему уже в этой жизни и само Царствие Небесное в жизни вечной? Не бывает ли так, что человек много лет ходит в , но в нем нет никакого благотворного изменения? Не бывает ли так, что человек не один год посещает храм и считает себя верующим и в тоже время совершенно пренебрегает многими церковными узаконениями и Божиими заповедями, не радеет о них? Разве не распространен в наше время такой взгляд, что ныне Евангелие исполнять невозможно, что это было уделом древних христиан и посильно лишь для святых людей, а не для нас, людей обыкновенных, с которых и не спросится? Если мы трезво взглянем на свое сердце, на свою совесть, то увидим, что мы очень редко думаем об исполнении Евангелия. В течении дня едва ли один раз мы вспоминаем о Евангелии, о том, что обязаны исполнять его всегда. Едва ли вспоминаем, что должны исполнять Евангелие каждое мгновение своей жизни, руководствоваться прежде всего им и всегда думать о Царствии Небесном, о благодати Божией, о спасении души, и лишь потом – о земных нуждах.
Как иудеи, которые считали себя правоверующими и, само собой разумеется, достойными Царствия Небесного, раз они потомки по плоти Авраама, Исаака и Иакова, так и мы автоматически считаем себя достойными Царствия Небесного потому только, что мы православные христиане, что мы из православных семей и что наш русский народ уже тысячу лет православный. Мы даже не сомневаемся, что само собой попадем в Царствие Небесное. Но для того чтобы войти в него, нужно много потрудиться! Если мы уже сейчас, на земле, находимся во тьме, не знаем и не ощущаем в своей молитве действия благодати Божией, живем холодно, далеки от Божественного света; если уже сейчас совесть мучает нас и мы, хотя еще не плачем и не скрежещем зубами, однако же сожалеем о своих грехах, то, надо думать, что в будущей жизни, если мы не приобретем Божественной благодати, залога Царствия Небесного, или, как говорит апостол Павел, «обручения Святаго Духа» (см. 2 Кор. 1, 22; 2 Кор. 5, 5), нас тем более ожидает тьма внешняя, где будет «плачь и скрежет зубов».
Что такое «тьма внешняя», какая она? Нам непонятно, что значат эти необыкновенные слова. Неужели в вечности одни будут жить при свете, а другие во тьме? Конечно же, в будущей жизни все будет наполнено Божественным светом. Но для человека, ослепленного своими грехами и своей преступной жизнью, этот свет окажется недоступным – грешник останется вне Божественного света.
Бог милосерд, Он всегда желает всякому человеку блага и распространяет его на всех людей и, более того, даже и на демонов, самых падших и низких существ. Но человек, погрязший в грехе, не может воспринять Божественную благость, потому что он сам себя ослепил и сделал чуждым ее. Так бывает уже и в этой жизни, тем паче, так будет в вечности. Но здесь у всякого грешника еще есть надежда, в будущем же надежда погибнет. Божественный свет, Божественные любовь и благость будут достигать всякого человека, но если у него не будет органа, не будет чувства, чтобы воспринять эту Божественную любовь, то он и окажется вне ее – во тьме внешней. Как говорит преподобный Исаак Сирин, Божественная любовь будет услаждать и просвещать праведников и жечь грешников. Вот что значит вечный огонь – это не какое-то особенное место: сам человек делает себя либо блаженствующим, либо страдающим; он или воспринимает Божественные свет и благоухание, или отвергает их и погружается во тьму и смрад. Естественно, в последнем случае человек будет испытывать горькое сожаление и, кроме внешнего страдания, необыкновенное страдание душевное, которое окажется столь реальным и могущественным, что будет действовать более явно и ощутимо, чем любое физическое страдание, действующее в нашем земном мире.
«И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час» (ст. 13). Обратив внимание на веру сотника и обличив маловерующих иудеев, а вместе с тем и всех нас, маловерующих православных, Господь совершил чудо и показал, что истинная вера не остается без вознаграждения.
отцы считают одной из самых важнейших добродетелей смертную. Преподобный Нил Сорский говорит, что она нужна нам, как хлеб. Как из всей пищи более всего необходим хлеб, так и из всех добродетелей более всего необходима нам смертная. Мы должны с полной ответственностью подойти к делу своего спасения, чтобы Церковь была для нас не каким-то воскресным утешением, но действительно, как говорят святые отцы, врачебницей – местом, где мы получаем исцеление и избавляемся от вечной смерти. А вечная смерть – это смерть души, полное и окончательное отпадение от Бога, это тьма кромешная, горькое сожаление и скрежет зубов, плач, который никогда не будет утешен. Как говорил преподобный Макарий Великий монахам, желавшим получить от него наставление, «братья, будем плакать здесь, чтобы не плакать там, где наши слезы будут жечь наши тела».

Если вы обнаружили ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter или нажмите здесь, чтобы сообщить нам.

Похожие записи