Страницы меню навигации

Официальный сайт Прихода храма иконы Божией Матери «Целительница» в г. Слуцке

28 июля – Неделя 6-я по Пятидесятнице (об исцелении расслабленного)

28 июля – Неделя 6-я по Пятидесятнице (об исцелении расслабленного)

(Евангелие от Матфея, 29 зачало, глава IX, стихи 1–8)
Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город. И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои. При сем некоторые из книжников сказали сами в себе: Он богохульствует. Иисус же, видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших? ибо что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, – тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой. И он встал, взял постель свою и пошел в дом свой. Народ же, видев это, удивился и прославил Бога, давшего такую власть человекам.
Божественное Евангелие писалось святыми апостолами и евангелистами в первом столетии, начиная приблизительно с 30–40-х годов и до конца века, когда было написано последнее Евангелие – от Иоанна. С того времени прошла почти одна тысяча девятьсот лет, на протяжении которых многие отцы истолковывали Евангелие: либо – отдельные его главы, притчи и изречения, либо – весь текст (как, например, блаженный Феофилакт Болгарский или другие толкователи, менее у нас известные). В новое время (в XIX – начале XX столетия) также предпринимались попытки истолкования Евангелия (речь идет, конечно же, только о православных толкователях). И тем не менее, Святое Евангелие не перестанет быть актуальным, живым, действующим словом Божиим, – актуальным в том смысле, что всякий человек, если в нем есть хоть сколько-то благодати, всегда с интересом будет читать его, узнавать новое и получать пользу. Иногда это новое представляет собой нечто как будто уже хорошо известное и умом понятое, но еще не проникшее в сердце, а иногда и действительно новую мысль. И в этом нет никакого противоречия святоотеческому Преданию, по той причине что церковные правила хотя и запрещают учить иначе, чем учили святые отцы, но запрещают именно в том смысле, что мы не должны выходить за определенные рамки. Если же мы позволяем своему уму внутри этих рамок действовать с какой-то свободой и принимать некоторые полезные, нужные именно нам мысли, то в этом нет ничего предосудительного.
В сегодняшнем евангельском чтении, казалось бы, тоже все уже известно, потому что вы его многократно слышали: оно повторяется каждый год в один из воскресных дней. И, тем не менее, в нем можно найти новую полезную для нас мысль. Господь наш Иисус Христос, «войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город. И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои» (ст. 1–2). По какой причине Господь наш Иисус Христос сказал эти слова расслабленному, парализованному человеку, которого принесли и, видимо, положили пред Его глазами? Он увидел веру людей, принесших расслабленного, и, наверное, веру его самого. Итак, прощение грехов подается по вере, а верующему человеку больше ничего и не нужно – для него самое главное и, можно сказать, единственно важное и ценное, – это прощение грехов. Мудрые духовные люди даже ничего больше и не просят у Бога, кроме прощения грехов. Примером и доказательством этому служат слова Иисусовой молитвы, которой мы непрестанно молимся. Они не содержат в себе никакой иной просьбы, кроме как о помиловании и прощении грехов, ибо все остальное, как сказал Спаситель, подастся нам Господом, знающим наши нужды и прежде прошения нашего (см. Мф. 6, 8; 33). Если мы истинно верующие люди, то нам не следует ни просить, ни даже желать ничего другого, потому что только через покаяние, через прощение грехов мы и можем приобрести Царство Небесное, которое мы должны искать в первую очередь. Можно сказать, мы должны были бы вообще искать единственно Царствия Небесного, если бы были истинными верующими христианами.
«При сем некоторые из книжников сказали сами в себе: Он богохульствует» (ст. 3). Книжники, то есть люди, сведущие в законе, образованные, начитанные и, как бы мы сейчас сказали, интеллигентные, соблазнились словами Господа, потому что имели меньше веры, чем те простые люди, которые принесли парализованного человека. «Иисус же, видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших? ибо что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, – тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой. И он встал, взял постель свою и пошел в дом свой» (ст. 4–7). Мы видим, что Господь Иисус Христос сотворил чудо для людей, которые были до такой степени неверующими, что утверждали, будто Он богохульствует. Верующим нужно было только прощение грехов, а чудо сотворено было именно для неверующих. Но не только для того, чтобы они приобрели веру, – главное для того, чтобы они поняли, что «Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи» и, следовательно, обратились к покаянию и стали прибегать к Господу, желая получить у него единственно важное для человека – прощение грехов. Странный, казалось бы, вывод, ведь мы обычно считаем, что чудеса происходят по вере, а с умалением веры становятся невозможными, как и Спаситель говорит: «По вере вашей да будет вам» (Мф. 9, 29). Но, видимо, не всегда бывает так: чудеса происходят и ради неверия, а отсутствие чудес случается и по причине чрезвычайной веры. Понимая это, мы не должны искать чего-то сверхъестественного, потому что Господь всегда, даже когда мы находимся в скорбях, желает нам единственного истинного блага – очищения нашей души, прощения грехов, а через это – вечной блаженной жизни. Если же мы ждем чудес, ждем чего-то сверхъестественного, то нам нужно хорошо проанализировать себя: не происходит ли это с нами от нашего маловерия и непонимания того, что скорби, болезни или какие-либо другие тяжелые жизненные обстоятельства, которые нам приходится терпеть, на самом деле не имеют никакого существенного значения? Может быть, они являются на самом деле какими-то ничтожными мелкими неприятностями, которые человек праведный и благочестивый не заметит, а мы преувеличиваем и воспринимаем как скорби?
Истинные христиане ищут прощения грехов, а маловерные, которые не понимают, в чем состоит сущность христианства, ищут земных благ, а если естественным путем их получить невозможно, то они желают чудес. Если Господь все же и дает нам эти блага и совершает над нами чудеса, то делает это с той лишь целью, чтобы мы вернулись к самой главной и единственно важной мысли, необходимой нам для спасения: мы должны стремиться получить прощение грехов. Понуждая себя к совершенно бескорыстному покаянию, то есть не ожидая никаких благ, ни земных, ни даже духовных, а желая только одной милости Божией и прощения грехов, мы избираем самый мудрый путь. И тогда, действительно, про нас можно будет сказать так же, как про людей, принесших расслабленного, и про самого расслабленного: увидел «Иисус веру их».

Похожие записи

Вернуться наверх