Страницы меню навигации

Официальный сайт Прихода храма иконы Божией Матери «Целительница» в г. Слуцке

11 августа – Неделя 8-я по Пятидесятнице (о чуде умножения хлебов)

11 августа – Неделя 8-я по Пятидесятнице (о чуде умножения хлебов)

(Евангелие от Матфея, 58 зачало, глава XIV, стихи 14–22)
И, выйдя, Иисус увидел множество людей и сжалился над ними, и исцелил больных их. Когда же настал вечер, приступили к Нему ученики Его и сказали: место здесь пустынное и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи. Но Иисус сказал им: не нужно им идти, вы дайте им есть. Они же говорят Ему: у нас здесь только пять хлебов и две рыбы. Он сказал: принесите их Мне сюда. И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу. И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных; а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей. И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ.
отцы, составившие устав православного богослужения и, в частности, установившие порядок евангельских чтений, в праздничные и воскресные дни предлагают нам особенно знаменательные евангельские повествования. Большинство людей обременены заботой о хлебе насущном и не имеют возможности посещать богослужения каждый день, поэтому все особенно полезное и важное для нашего утверждения в вере и благочестии, для возбуждения в нас ревности – предлагается читать именно в воскресенье. И мы обязаны с особенным вниманием вникнуть в сегодняшнее евангельское повествование и постараться извлечь из него пользу.
Сегодняшнее Евангелие рассказывает о чуде умножения хлебов Господом нашим Иисусом Христом. Это чудо Спаситель сотворил дважды, для того чтобы было понятно, что это не случайность: Господь совершает великие дела не поневоле, не движимый какой-либо необходимостью, но по Своему желанию и самовластно. Почему же не более, чем дважды? Вот как раз об этом мы и попытаемся сейчас подумать. Почему Господь Иисус Христос не умножает хлебы многократно, каждый раз для всех нуждающихся? Почему Он не освобождает нас совершенно от заботы о хлебе насущном – хотя и Своими поучениями, и самим этим чудом предлагает нам заботиться прежде всего о духовном?
Великое, необыкновенное чудо! Приблизительно то же самое Спаситель совершил через некоторое время еще раз. Но какой же вывод сделали люди из этого чудесного, небывалого события? Неважно, будем ли мы говорить именно о первом умножении хлебов или о втором подобном чуде – суть от этого не изменится. Вот что говорит евангелист Иоанн: когда Спаситель после умножения хлебов чудесным образом перешел по воде в лодку учеников и таким образом перебрался на другой берег, то люди, насытившиеся хлебом, стали Его искать. «И, найдя Его на той стороне моря, сказали Ему: Равви! когда Ты сюда пришел? Иисус сказал им в ответ: истинно, истинно говорю вам: вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились» (Ин. 6, 25–26). Народ, вместо того чтобы ужаснуться этому чуду и прославить Господа – Сына Божия, явившегося в мир, начал искать Спасителя исключительно ради человеческой заботы о насыщении. Отсюда можно понять, почему Спаситель совершил это чудо всего лишь два раза: иначе люди сделали бы вывод не о том, что нужно беспрекословно верить Господу, что необходимо искать прежде всего духовного, не заботясь о телесном, а о том, что можно всячески пренебрегать повседневным трудом и обычными добрыми делами. Они пребывали бы рядом с Господом не ради бескорыстного служения истине, даже не ради спасения души, а только из желания насытиться.
Чудо умножения хлебов было совершено именно в доказательство того, что Господь печется о нас, хотя бы Его попечение и не выражалось каким-то сверхъестественным образом. Мы имеем возможность вкушать от своих трудов, и это, как говорит древний мудрец Екклесиаст, есть дар Божий, потому что иногда человек, трудясь и вдаваясь в великую суету, не может вкусить от трудов своих (Еккл. 2, 24; 3, 13). Мы вкушаем пищу и получаем пользу от нее: эта пища превращается в нашу плоть и кровь, дает нам силы и продлевает жизнь. Это, хотя и кажется нам совершенно привычным и само собой разумеющимся, также есть великая милость Божия, постоянно совершающееся чудо, не менее великое, чем насыщение хлебами пяти тысяч человек.
Мы живем спустя многие века после окончания земной жизни Спасителя, когда нас вразумляет уже не Он Сам, а Евангелие и святые отцы, объясняющие нам, как правильно относиться к Господу и окружающей нас действительности. Взирая на столь давно совершившееся необыкновенное чудо умножения хлебов, мы должны понять, что обязаны заботиться прежде всего о духовном, искать именно его. Даже при стремлении удовлетворить телесные потребности для нас на первом месте должно быть духовное, а уже на втором – сами наши нужды. Этот обязательный для всякого христианина подвиг – не только для монашествующих, уединившихся и ушедших от мира – мы совершаем прежде всего непрестанной молитвой, непрестанным трезвением и хранением ума. Все мы должны следовать евангельским путем. Авва Дорофей говорит, что монашествующие отличаются от мирян только двумя обетами: нестяжания и целомудрия, – все остальное совершенно обязательно для тех и для других.

Похожие записи

Вернуться наверх