Страницы меню навигации

Официальный сайт Прихода храма иконы Божией Матери «Целительница» в г. Слуцке

18 августа – Неделя 9-я по Пятидесятнице (о чуде хождения по водам)

18 августа – Неделя 9-я по Пятидесятнице (о чуде хождения по водам)

(Евангелие от Матфея, 59 зачало, глава XIV, стихи 22–34)
И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ. И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один. А лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный. В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю. И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали. Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь. Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде. Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня. Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился? И, когда вошли они в лодку, ветер утих. Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий. И, переправившись, прибыли в землю Геннисаретскую.
Огромная толща времени отделяет нас от того чудесного события, о котором мы только что читали в Евангелии. Оно произошло во время земной жизни Спасителя, почти две тысячи лет тому назад, и описано тремя евангелистами: Матфеем, Марком и Иоанном. Они повествуют о том, как Господь наш Иисус Христос шествовал по бурной воде, воздымаемой сильным ветром. Это чудо трудно, невозможно постичь человеческим разумом.
Мы живем в такое время, когда достижения цивилизации позволяют нам как будто бы побеждать природные стихии. Некоторые из этих достижений мы называем даже «чудесами научного прогресса» или «чудесами техники». И действительно, они позволяют нам совершать нечто необыкновенное, чудесное по сравнению с данными нам от рождения естественными способностями. Люди переносятся по воздуху на огромные расстояния, стремительно переплывают моря и океаны, могут передвигаться под водой без вреда для жизни, хотя все это человеку от природы несвойственно. Кажется, достижения человеческого разума столь велики, что затмили все чудеса, и нас уже невозможно удивить. Но, может быть, нам только кажется, что достижения нашего времени столь удивительны? Может быть, мы находимся в том же положении, что и люди, некогда считавшие великим достижением цивилизации изобретение колеса? Когда-то люди изумлялись тому, что при помощи паруса можно использовать ветер для передвижения по воде на деревянных кораблях или лодках. И многие другие вещи, для нас уже столь привычные, что почти не отделяются в нашем сознании от явлений природы, когда-то изумляли современников, казались им непревзойденными достижениями человеческого разума – до тех пор, пока новые изобретения не затмевали предыдущих.
Однако могут ли научные открытия на самом деле затмить чудеса Божии? Изменил ли человеческий разум кардинально саму природу? Можем ли мы сказать, что такое чудо разума, как, например, самолеты, позволяющие стремительно преодолевать огромные пространства, изменило само наше естество? Нет, это не так. Человеческая жизнь осталась столь же уязвимой и немощной, какой она была и в глубокой древности, от самого сотворения человека.
Представим, что человек плывет по морю на огромном современном лайнере, и вдруг разыгралась буря. Корабль терпит крушение – и человек познает свою полную беспомощность, видит, что природа человеческая по-прежнему бессильна перед водной стихией и ничего не изменилось. Природа как была, так и осталась враждебной человеку силой, которая гораздо могущественнее его. Каким бы мудрым человек ни был, рано или поздно он может неожиданно для себя столкнуться со всей силой природы, которая легко его погубит.
Поэтому чудо – истинное чудо, – описанное в сегодняшнем Евангелии, никак не умалилось из-за окружающих нас технических «чудес», поскольку они, в отличие от чудес Божественных, по сути ничего не меняют. И нас не может не удивлять евангельское повествование, хотя оно рассказывает о событии, происшедшем много столетий назад.
«И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ. И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один. А лодка была уже на средине моря», – так повествует евангелист Матфей (ст. 22–24). У евангелиста Марка есть следующая подробность, опущенная Матфеем: «Вечером лодка была посреди моря, а Он один на земле. И увидел их бедствующих в плавании, потому что ветер им был противный» (Мк. 6, 47–48). Господь Иисус Христос мог увидеть лодку, так как находился на горе. Видимо, лунная ночь, ясная погода и высота горы позволили Ему с дальнего расстояния увидеть учеников, бедствующих в лодке, носимой волнами. Евангелист Иоанн также добавляет подробность к этому повествованию: «Проплыв около двадцати пяти или тридцати стадий, они увидели Иисуса, идущего по морю и приближающегося к лодке, и испугались» (Ин. 6, 19). Значит, ученики проплыли не так много, всего двадцать пять или тридцать стадий, а потому Спаситель и смог увидеть, что они в беде.
«А лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный. В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю. И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали» (ст. 24–26). По-славянски чувство страха, испытанное учениками, описывается, может быть, даже более впечатляюще: «И видевше Его ученицы по морю ходяща, смутишася, глаголюще, яко призрак есть: и от страха возопиша».
«Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь» (ст. 27). Конечно, ученики были поражены таким чудом, событием, противоречащим обычной человеческой логике. То, что Господь шел к ним по воде, казалось им столь невероятным, что они приняли Его за призрак. Как говорит один философ, наше чувство рациональности в значительной степени основано на привычке. Привычная связь вещей кажется нам разумной. Когда же мы видим нечто еще не испытанное опытно и для нас непривычное, то теряемся и смущаемся. Поэтому ученики и сделали странный вывод о том, что перед ними призрак. Подобный же вывод они сделали и тогда, когда Господь Иисус Христос после Своего Воскресения предстал пред ними, пройдя через закрытые двери. В обоих этих случаях ученики, зная, что для человека такие действия невозможны, предположили, что перед ними дух, или, как сейчас говорят, привидение. Их реакция объяснима, это страх. Он естественен для человека, видящего нечто необыкновенное и странное.
«Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь». Этими словами Господь смог успокоить учеников, потому что они услышали Его голос со знакомыми интонациями, столь привычный им. Но самое главное, Его слова были исполнены благодатной Божественной силы, которая неизъяснимым образом подействовала на их души, умиротворив и успокоив учеников.
Итак, Божественная благодать простирается к верующим и помогает им во всех их нуждах. Бурю на Геннисаретском озере можно сравнить с бурей, испытываемой нами в душе, когда наша плоть колеблется, воздымаемая нечистыми духами, как море ветром. Можно сравнить эту бурю и с нашими земными скорбями: с неожиданными трудностями, противящимися обычному ходу нашей жизни, подчас угрожающему ей. Нашу обычную суету, которая постоянно препятствует нам совершать путь ко спасению, можно также уподобить тому морскому волнению. Но если мы своей верой соединимся с Господом Иисусом Христом, то благодать Божия поможет нам преодолеть даже и кажущиеся непреодолимыми природные, естественные преграды.

Похожие записи

Вернуться наверх