Страницы меню навигации

Официальный сайт Прихода храма иконы Божией Матери «Целительница» в г. Слуцке

17 ноября – Неделя 22-я по Пятидесятнице (притча о богаче и нищем)

17 ноября – Неделя 22-я по Пятидесятнице (притча о богаче и нищем)

(Лк., 83 зач., XVI, 19–31)

Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь – злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят. Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят.

Пример богача и пример Лазаря – это две крайности человеческой жизни. Не многим выпадает земной удел из одних скорбей и страданий, как у праведного Лазаря; не так много и живущих в непомерной роскоши, подобно евангельскому богачу. Обычно мы находимся в промежуточном между этими крайностями состоянии. Однако для каждого богача и Лазаря должна явиться источником назидания.

Унижение, голод, холод, болезнь – все претерпел Лазарь, обращая взор к Небесам. Он жил во времена ветхозаветные и мог только смутно надеяться, что Правосудный Господь воздаст ему благом за перенесенные испытания. Мы же имеем твердое обетование Божие и знаем, как велико вознаграждение за земные скорби. Блаженны плачущие, ибо они утешатся (Мф. 5:4), – сказал Спаситель в Нагорной . Но мы, малодушные и маловерные, порой и при малейших неприятностях готовы роптать на Бога, впадаем в уныние и отчаяние – и так теряем вечную награду, уготованную терпеливо переносящим временные невзгоды.

В беде и в радости, в здравии и в болезни, в богатстве и в бедности мы должны помнить о том, что эта жизнь – лишь преддверие вечности, и готовить себя к бессмертию. После кончины поздно, безнадежно поздно будет что-то менять и исправлять. Вот почему земное злополучие зачастую оказывается для человека благодеянием Божиим. «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится», – гласит пословица, и действительно, только в беде многие вспоминают о Боге и обращаются к Нему, безоблачное существование могло бы погубить их души.

Худший грех евангельского богача – это даже не бездумный его разгул, а равнодушие к страданиям ближнего. Оглянувшись вокруг, мы увидим множество «Лазарей» – тех, кому живется несравненно хуже нас. Поможем им – и молитвы их о нашем спасении фимиамом взовьются к Престолу Всевышнего. Но если мы забудем о них, отвернемся, не желая омрачать свою радость мыслями о чужой беде, на нас сбудется грозное предречение Господне: Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете (Лк. 6:25).

Святой праведный Иоанн Кронштадтский обращается к людям благополучным с такими словами:

Всякого рода довольство Господь посылает нам не для нас одних, а в лице нас – и для ближних наших. У тебя лежит множество даров Божиих, данных тебе сколько для тебя, столько и для общего блага, и они лежат без всякой пользы, и ты превращаешь источник благословения Божия в источник проклятия; ты ругаешься над благостью и щедротами Божиими, ты друг общего завистника и врага – диавола, ибо ты враг Богу и людям, потому что губишь многих своим жестокосердием. Эта истина, кому-то кажущаяся странною, так ясна, что говорит сама за себя, и человеку, прямо смотрящему на дело, нет нужды ее доказывать, ибо все мы, богатые, равно как и бедные, знатные и простые, образованные и не образованные все ближние друг другу, как члены одной великой Божией семьи.

Любовь друг ко другу и к Отцу Небесному – вот то единственное истинное богатство, которое мы, дети Церкви Христовой, должны неустанно копить и приумножать, которым должны услаждаться в этом мире. Тогда не страшны нам будут скорби, претерпеваемые о Господе, не опасны станут блага земные, используемые для служения ближним и Богу – и примет нас Вселюбящий Творец в обители Свои.

Если вы обнаружили ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter или нажмите здесь, чтобы сообщить нам.

Похожие записи