Страницы меню навигации

Официальный сайт Прихода храма иконы Божией Матери «Целительница» в г. Слуцке

21 ноября – Собор Архангела Михаила и прочих Небесных Сил Бесплотных

21 ноября – Собор Архангела Михаила и прочих Небесных Сил Бесплотных

Служитилие Божественныя славы,
Ангелов начальницы и человеков наставницы,
полезное нам просите и велию милость

Архистратиг Михаил, имя которого значит «кто, как Бог?» или «кто равен Богу?» есть вождь Небесных сил, почему и называется архистратигом, т. е. военачальником силы Господни. Когда одержимый гордостью Денница восстал против Бога и увлек за собой множество других духов, тогда святой архистратиг Михаил явился защитником славы Божией, призвал прочих ангелов восстать против зла и пребыть в повиновении Господу. В церковных песнопениях он воспевается как «ангельских ликов чиноначальник», «Трисолнечного Божества предстатель». Сегодняшний носит название собора, потому что в этот день прославляются все бесплотные силы Небесные.

(Евангелие от Луки, 51 зачало, глава X, стихи 16–21)

Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня. Семьдесят учеников возвратились с радостью и говорили: Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем. Он же сказал им: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию; се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам; однакож тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах. В тот час возрадовался духом Иисус и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение.

Великий угодник Божий, святой Василий Блаженный иногда вел себя чрезвычайно странно, как и все юродивые. Например, проходя мимо храма, он пинал его стены ногами и кого-то ругал, а стены корчмы или дома, где происходило застолье, обнимал и целовал. Любопытным, просившим объяснения, святой Василий отвечал, что снаружи храма стоят демоны, искушающие людей, и ждут, пока те выйдут из храма; а возле корчмы, наоборот, стоят Ангелы Хранители тех людей, которые там находятся, и он их обнимает и целует. Это было не просто нарочитой игрой для нашего вразумления. Нет, такие великие угодники Божии действительно видят Ангелов. Мы же, отчасти из-за своей греховности, отчасти от того, что такие видения нам неполезны, имеем духовные очи как бы закрытыми пеленой плоти. У настоящих же подвижников благочестия они открываются. Например, блаженный Феофил Киевский во время Божественной Литургии видел сослужащих Ангелов и приходил от этого в такой благоговейный ужас, такой святой страх, что терялся и не мог правильно совершать богослужение. На него даже сердились, потому что его необходимо было водить за руку и подсказывать, что надо делать. Хотя он, конечно, прекрасно знал службу, потому что монахи, живущие в монастыре зачастую с юношеских лет, усваивают богослужение, как сейчас говорят, автоматически. Если человек на протяжении многих лет ежедневно присутствует на богослужении, он не может его не знать. Но святой Феофил терялся, и его за это даже наказывали, отстраняли от службы. Только одному монаху он признался, что не может служить совершенно спокойно и, например, не может встать боком к престолу, по той причине, что рядом стоят Ангелы и он вынужден поворачиваться к ним лицом. Вот что испытывают люди, у которых открылись духовные очи.

Из жития Сергия Радонежского известно, что он служил вместе с Ангелами, и, я думаю, он их видел. Некоторые угодники Божии служат, не ощущая присутствия рядом Небесных Сил, но другим оно открывается. Вообще, по учению Церкви, Ангелы во время Божественной Литургии сослужат и помогают священникам.

Ангелы всегда и везде с нами. И нечистое место для них – не то, где неприятный запах и скверна, но то, где совершается грех. Некий монах имел благодать видеть Ангелов, один из которых как-то сопровождал его в путешествии. Монах увидел разлагающийся труп убитого человека и заткнул нос, то же сделал и Ангел. Когда монах спросил его: «Неужели вы тоже чувствуете запах?» – он ответил: «Нет, но мы чувствуем зловоние грехов». Видимо, этот умерший человек был грешник. Если мы живем благочестиво, если наши мысли чисты, а в сердце присутствует Божественная благодать, то мы источаем духовное благоухание, привлекающее к нам Ангелов Божиих. Когда же грешим, даже в том случае, если не совершаем греховных поступков на деле, но имеем нечистые помыслы, то от нас исходит духовный смрад, отгоняющий от нас как благодать, так и Ангелов Божиих. Ведь и они испытывают определенные духовные чувства и могут отвратиться от нас.

«В тот час возрадовался духом Иисус и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение» (ст. 21). Мне кажется, правильно было бы понимать слова «Отче, Господи неба и земли» как «Отче, Господи Ангелов и человеков». Истина утаена от премудрых – тех, кто пытается познать ее при помощи собственного рассуждения, надеется на свой ограниченный ум, пусть даже и превосходящий ум других людей. Такие люди ищут истины и не находят. Младенцы же – те, кто принимает истины христианства открытым сердцем, – познают, что существует не только земля и жизнь земная, но и небеса, небесная жизнь и мириады Ангелов, желающих нашего спасения, молящихся о нас, нас защищающих и всегда с нами присутствующих. Духовный мир скрыт от нас, но молящийся человек иногда ощущает как присутствие и действие темной, злой силы, так и действие благодати, как будто бы ничем не обоснованное и непонятное. Например, некоторые люди чувствуют неожиданные изменения в своей душе: человек борется с греховными помыслами или, напротив, ведет себя нерадиво, поддается им – и вдруг чувствует перемену в душе. Он думает, что за него, наверное, кто-то помолился, хотя никто из людей этого не делал. Но может быть, именно по молитвам Ангела Хранителя в душе человека произошло изменение, он пришел в себя и вновь возвратился к христианскому образу мыслей и по-христиански стал вести себя.

Если мы будем без испытания с младенческой, детской верой принимать истины христианства и следовать им, то Ангел Хранитель будет всегда нам помогать и вразумлять нас, не только в вопросах нравственности, но даже в постижении земных вещей, в наших житейских делах. Он просветит наш разум, очистит нас и сделает способными и к обычной человеческой деятельности. Если же будем проявлять нерадение, окажемся ленивыми или начнем чересчур испытывать судьбы Божии своим ограниченным умом, то истина убежит от нас. Есть много вещей, которые мы не понимаем, но воспринимаем совершенно просто. Не всякий из нас, например, знает ботанику, хотя все мы пользуемся благами, которые нам дает земля: питаемся хлебом, овощами, фруктами. Мы наслаждаемся видением мира, но не знаем (ведь это знание не всем необходимо), какова природа света, как он исходит и распространяется в пространстве. Так же и истины духовные: они открываются в душе человека, перед его духовными очами, хотя бы он их не понимал и не мог объяснить. Но он ощущает и видит эти истины, живет ими, они для него так же ясны и реальны, как и материальная действительность, воспринимаемая телесными чувствами. Важно не понять, а ощутить. Вот к чему нужно стремиться, вот для чего нужен младенческий ум – для того, чтобы постигнуть истину. Если бы, допустим, слепому объясняли, как выглядят люди или что такое зеленый цвет, может быть, он как-нибудь и догадался бы и приблизительно представил себе, что это такое, но разве можно сравнить его представление с настоящим зрением? Так же отличается рассуждение о вещах духовных от их непосредственного ощущения, к которому и нужно стремиться. И дай Бог, чтобы мы чувствовали как присутствие демонов, искушающих нас, осознавая, что наши греховные мысли – это сатанинские внушения, так и пребывание рядом с нами Ангела Хранителя, возбуждающего нашу совесть и охраняющего нас от греха.

Если вы обнаружили ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter или нажмите здесь, чтобы сообщить нам.

Похожие записи