Страницы меню навигации

Официальный сайт Прихода храма иконы Божией Матери «Целительница» в г. Слуцке

16 февраля – неделя о блудном сыне

16 февраля – неделя о блудном сыне

(Евангелие от Луки, 79 зачало, глава XV, стихи 11–32)
У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.
В евангельском чтении нынешней недели святая Церковь предлагает для нашего назидания притчу Спасителя .
Два сына было у отца. Один – спокойный, покорный отцу, хороший работник, с чистой совестью исполняющий свои обязанности. Другой – человек, поддающийся впечатлениям минуты, воспринимающий все страстно, с буйным неугомонным сердцем. Жизнь его манит, и он отдается ей «вовсю»… Простясь с родителями, взяв свою долю наследства, он пошел на страну далече, и там… все прожил в кипучей, веселой жизни. И вот он пасет свиней, голодный, желающий насытиться хотя бы тем, что едят свиньи. Но, бурный во всем, он и тут, в минуты падения, тоскует по правде, во чистоте, сознает свою крайнюю виновность перед отцом в решает идти к нему, надеясь на любящее родительское сердце. И вот он идет в дом отчий а, увидев вышедшего к нему на встречу радостного отца, падает пред ним и молит: Отче, согрешил я пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. Приими меня хотя как одного из слуг твоих… И он принят, прощен…
А старший? Возвращаясь с поля и узнав о возвращении брата и о радости отца, с любовью устроившего по этому поводу обильную трапезу, он, недовольный и огорченный, не хотел даже войти в дом, а вышедшему отцу с упреком сказал: вот сколько лет я служу тебе, и никогда не преступал твоих приказаний, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с моими друзьями, а этот, претерпев страдания и унижения, поняв свой грех пред отцом, если и возвращается, то с мыслью, что отец как отец обязан принять его? Нет, он считает себя недостойным даже называться сыном и просил лишь принять его как слугу…
Какая разница между двумя братьями! Один требует, другой сознает свою вину и только смиренно просит принять его, как слугу. Неприятно требовательность старшего сына, хотя бы и заслуженная. Так, всякое доброе дело, если оно подчеркивается как заслуга, оказывается потерявшим свое доброе качество. Оно не любит выставляться напоказ; наоборот, начало истинного доброго дела – это именно сознание, что так и должно было сделать, что в этом нет ничего особенного, а сама мы лишь непотребные рабы, сделавшие только то, что должны были сделать, по слову Господа.
Таким образом, не самомнение, не любование своими заслугами, а смиренное сознание своего недостоинства, – вот что должно быть присуще нам постоянно. Вот почему Господь Иисус Христос прежде всего указывает для Своих учеников, как необходимое свойство иметь нищету духовную, сознание своего недостоинства: блаженни нищие духом, яко их есть Царствие Божие!
Вот почему в преддверии Великого Поста святая Церковь и напоминает нам в сегодняшнем Евангельском чтении об этих двух братьях. Начало поворота к доброй жизни лежит в нищете духовной, в сознании человеческом своего недостоинства.
И пока человек не понял, что его духовное богатство ничего не значит, что его жизнь еще полна многих зол, что он в сущности нищий духовно, – пока он этого не понял, он так и остается в этом довольстве, остается в беспробудном нравственном сне, без поворота к добру. Почувствовать всей душой, переболеть сердцем, оплакать свою духовную нищету – вот путь к исправлению, путь возврата к начальной чистоте, как у евангельского блудного сына.
Заглянем же каждый в себя: есть ли у нас эта нищета духовная, а постараемся разжечь в своем сердце это покаянное сознание евангельского блудного сына и как он, обратимся к Отцу Небесному: Отче, согрешил и на небо и пред Тобой, и уже недостоин называться Твоим сыном.

Похожие записи

Вернуться наверх