Страницы меню навигации

Официальный сайт Прихода храма иконы Божией Матери «Целительница» в г. Слуцке

1 марта – неделя сыропустная. Прощёное воскресенье

1 марта – неделя сыропустная. Прощёное воскресенье

(Евангелие от Матфея, 17 зачало, глава VI, стихи 14–21)
Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших. Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.

Великий мы встречаем прощеным воскресением. Сегодня святая Церковь призывает нас братски обнять и сердечно простить друг друга все взаимные долги – обиды, поношения, оскорбления. Это нужно сделать потому, что в наступающем Великом посту все мы будем призваны говеть, приносить покаяние на исповеди, прося у Бога прощения во всех согрешениях, в том числе и против ближних. Святая Церковь заранее предупреждает сегодняшним Евангельским чтением, что Бог нас прощает только тогда, когда мы сами прощаем людям согрешения их, то простит нас. Христос говорит: Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный. А если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец Ваш не простит вам согрешений ваших (Мф. 6. 14–15). Если кто-либо захотел бы принести свой дар к алтарю, то сначала должен примириться с братом своим и уже тогда принести дар свой (Мф. 5. 23–24).
Отношение к нам Бога зависит от нашего отношения к людям. Если мы им прощаем и примиряемся с ними, то и Он нас прощает и примиряется с нами. И, наоборот, если не прощаем, то и Господь нас не прощает. Почему это так? Почему наши отношения к Богу тесно связаны с нашим отношением к человеку, к друг другу? Вспомним, что две основные заповеди даны нам Богом: заповедь любить Бога и заповедь любить ближнего своего (Лк. 10. 27, Мф. 22. 37–39, Мк. 12. 30–31).
Эти заповеди, неразрывно связанные между собой, объединяются у христианина в одном чувстве и в одном слове люби. Люби Бога и одновременно и человека. Кто говорит: «Я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец, ибо не любящий брата своего, которого видит, как Бог Бога, Которого не видит? (1 Ин. 4. 20). А между тем мы часто слышим и сами говорим такие слова: «Бога я люблю и молюсь Ему, а вот к людям не лежит мое сердце: они ко мне плохо относятся, и я совсем не люблю их». Такие слова – самообман и лукавство. Если людей мы не любим или равнодушны к ним, то и дорогу к Богу не найдем в своем сердце: омраченное неприязнью или равнодушием к людям, оно будет равнодушно и к Богу. Хотя бы по привычке и будем продолжать молиться, но молитва наша будет сухая, холодная, нудная, недоходчивая. Сердце христианина едино и неделимо: если оно любит, то любит и Бога, и человека, если ожесточается и черствеет, то и к Богу, и к человеку. Для нас, христиан, выбора нет: наше сердце может согреваться и гореть только двуединой любовью – и к Богу, и к человеку. Поэтому всякий раз, когда мы собираемся молиться Богу, надо предварительно смягчить свое сердце к человеку, прощая его (Мк. 11. 25) и уже этим смягченным, теплым сердцем молиться Богу. Такая молитва будет иметь в себе силу подняться до неба, ибо в сердце молящегося будет и Бог, и человек: любовь к Тому (Богу) и другому (человеку).
Когда мы молимся наедине, в своей комнате, заочно прощая и прося прощения друг у друга, то это хорошая и каждодневно нужная молитва. Но в этом случае мы уподобляемся одинокому молитвеннику, выносящему в своей домашней молитве на суд Бога все свои согрешения и все распри с ближними. При такой молитве недруг по-прежнему остается сам по себе при своем недуге (недружелюбии); хотя мы и молимся о том, чтобы Господь простил его и ниспослал мир в его душу.
Когда же наступает Великий пост, и мы должны будем говеть, каяться, исповедоваться и причащаться в храме, широко распахнув свою душу для раскаяния и примирения с ближними, то заочного прощения друг друга уже недостаточно, и возникает необходимость очного, пред лицом друг друга, взаимного прощения, чтобы не только свою душу счистить от недружелюбия, но и расположить к этому и вчерашнего недруга. Не легкое это дело – тяжелое, мучительное. Нам предстоит простить наших обидчиков и со своей стороны просить прощения у тех, кого мы обижали. Готовы ли мы на этот двойной подвиг? Готовы ли смирить свою гордость, чтобы искренне и чистосердечно просить прощение у обиженных нами. Готовы ли смягчить и расширить свое сердце, чтобы искренне и чистосердечно простить своих обидчиков? Как, как возможно все это?
Преподобный Нил Сорский указывает, что человек только тогда может простить другому человеку, когда, поразмыслив, убедится, что сам грешнее и виновнее всех. Истину этого спасительного суждения может проверить на самим себе каждый из нас.
В самом деле, если мы задумаемся о своих согрешениях к людям, то придем к выводу, что в подавляющем большинстве случаев эти отношения определяются нами самими. Каждый из нас вспомнит, что если сам искренне и доброжелательно относился к людям, то и с их стороны встречал искренность и доброжелательство. Если же лукавил и проявлял неприязнь и недоброжелательство, и в ответ получал тоже. Значит, все дело в нас самих: каковы мы в отношениях к людям, таковы и они в отношениях к нам. Если отношения с моими ближними вчера у меня были хорошие, а сегодня испортились, то причину надо искать в себе самом: что-то я не предусмотрел, что-то не так или лишнее сказал, в чем-то не проявил участия, чем-то кичился, в чем-то не проявил сдержанности и терпения и прочее, и вот появилась туча, и испортились отношения.
Все мы знаем, как трудно иногда простить другого человека. Бывают на сердце застарелые обиды, которые сразу не оторвешь от сердца, и не забудешь, не простишь. Без помощи Божией здесь невозможно простить. Поэтому в этих случаях так и будем говорить: «Господи, помоги мне простить, я хочу простить, но сразу не могу забыть обиду, помоги, мне, Господи». С такой молитвой на устах будем сегодня прощать и просить прощения. Будем надеяться на милость Божию, ибо Ему все возможно. Господь и желание наше приемлет, и намерение целует, и вздох покаянный милует, недостающее милосердием Своим восполняет.
Тайна Божия милосердия заключается в том, что Господь прощает нас прежде, чем мы успеваем простить друг друга, т. е. Он готов прощать за одно созревшее желание и решимость нашу примириться.
С надеждой на эту всепрощающую милость Божию, да приступим все мы сегодня по зову святой Церкви к великому таинству всепрощения и примирения друг с другом в Господе нашем Иисусе Христе.
Помоги, помоги нам, Господи, войти в преддверие Великого поста искренним и полным прощением друг друга.

Похожие записи

Вернуться наверх