Страницы меню навигации

Официальный сайт Прихода храма иконы Божией Матери «Целительница» в г. Слуцке

29 марта – Неделя 4-я Великого поста, прп. Иоанна Лествичника

29 марта – Неделя 4-я Великого поста, прп. Иоанна Лествичника

(Евангелие от Марка, зачало 40, глава IX, стихи 17–32)

Он спросил книжников: о чем спорите с ними? Один из народа сказал в ответ: Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым: где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет. Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли. Отвечая ему, Иисус сказал: о, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне. И привели его к Нему. Как скоро бесноватый увидел Его, дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену. И спросил Иисус отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства; и многократно дух бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам. Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему. И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию. Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него. И, вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался, как мертвый, так что многие говорили, что он умер. Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал. И как вошел Иисус в дом, ученики Его спрашивали Его наедине: почему мы не могли изгнать его? И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста. Выйдя оттуда, проходили через Галилею; и Он не хотел, чтобы кто узнал. Ибо учил Своих учеников и говорил им, что Сын Человеческий предан будет в руки человеческие и убьют Его, и, по убиении, в третий день воскреснет.

Сегодняшняя, 4-я Неделя Великого поста, посвящена памяти преподобного Иоанна Лествичника. О его жизни известно немного. В 16 лет боголюбивый юноша покидает отчий дом и уходит в Синайскую обитель, где девятнадцать лет окормляется у опытного в духовной жизни старца Мартирия. После смерти старца Иоанн удаляется в пустынное место, где сорок лет подвизается в подвигах безмолвия, поста, молитвы и покаянного плача.

Свой духовный опыт преподобный Иоанн изложил в знаменитой книге «Лествица», по названию которой его стали именовать Лествичник. О своем творении преподобный говорил: «Соорудил я лествицу восхождения… от земного во святая… во образ тридцати лет Господня совершеннолетия… соорудил лествицу из 30 степеней, по которой, достигнув Господня возраста, окажемся праведными и безопасными от падения».

В «Лествице» преподобный Иоанн открывает, что достижение спасения требует большого самоотверженного труда в искоренении пороков и восстановлении образа Божия в человеке: «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф 11:12).

Книга Иоанна Лествичника является прекрасным практическим руководством для желающих опытно постичь науку спасения. Степени «Лествицы» очень созвучны Заповедям блаженства, которые мы лышали в сегодняшнем Евангельском чтении.

«Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф 5:3), – такими словами Спаситель начинает Нагорную проповедь, полагая основание новой жизни.

Что значит нищие духом? Святитель Николай Сербский поясняет: «Нищета духа есть сознание своего ничтожества пред величием Божиим, сознание своей греховности по сравнению с чистотой Творца, сознание своей полной зависимости от безграничной мощи Господней».

Осознание своей духовной нищеты есть первая ступенька возрождения души, когда мы трезво оцениваем свое жалкое состояние души, понимаем, что ничего не имеем своего, кроме греха. Тогда подобно блудному сыну мы можем «прийти в себя» и решиться встать на путь послушания Творцу: «встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою» (Лк 15:18).

Следующей ступенью является исполнение второй заповеди: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся» (Мф 5:4). Кто осознал свою нищету духовную, тот не может не скорбеть, не плакать о грехах своих.

Покаянный плач рождает кротость сердца. «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю», – звучит третья Заповедь блаженства.

О кротости преподобный Иоанн Лествичник говорит, что она есть такое устроение души, которое в бесчестии и в чести пребывает одинаковым. Признак истинной кротости состоит в том, чтобы и в присутствии оскорбляющего сохранять тишину сердечную и залог любви к нему.

Таким же кротким был и сам преподобный. Имея глубокий духовный опыт, он с любовью принимал всех, желающих получить руководство ко спасению. Но когда некоторые стали упрекать его в тщеславии и многословии, преподобный Иоанн удаляется в затвор, где подвизается в молитве и безмолвии. Спустя год завистники осознали, как надругался над ними диавол, лишив их душеполезных бесед с преподобным старцем, и сами пришли умолять его оставить уединение.

Уделяя главное внимание внутренней жизни души, во внешних подвигах преподобный Иоанн держался срединного пути. «Я не постился чрезмерно, – говорит он о себе, – и не предавался усиленному ночному бдению, не лежал на земле, но смирялся., и Господь скоро спас меня».

Поэту необходимо помнить, что все подвиги, предпринимаемые человеком, должны совершаться с единственной целью – стяжания смирения, приводящего к сознанию греховности и покаянию. Плодом такой богоугодной жизни является рождение христианской любви в сердце человека, о которой апостол Павел сказал: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает» (1 Кор 13:4–8).

Но если вместо проявления любви, мы наблюдаем в душе гнев, раздражительность, вспыльчивость, то это верный знак того, что мы уклонились со спасительного пути «на совет нечестивых» (см. Пс 1). Чтобы понять, где и каким образом мы совершили ошибку в понимании той или иной ситуации, важно не только молиться о вразумлении Богу, но и назидаться душеполезными писаниями святых отцов.

Чтение «Лествицы», написанной преимущественно для монашествующих, очень полезно и для мирян, совершающих со страхом Божиим свое спасение. В этой книге преподобный досконально поясняет все тонкости духовной жизни, например, как избежать грехопадения, преодолеть невидимые сети врага спасения, всеивающего в душу человека греховные пожелания. Такая мысль называется «прилог». Она как бы предлагает нам совершить недобрый поступок. Если мы принимаем ее за свою, начинаем над ней размышлять, собеседовать с ней, происходит «сосложение» – согласие.

Затем эта мысль все сильнее одолевает нас, склоняя нашу волю к совершению греха. Поддавшись ей, впоследствии мы горько раскаиваемся и сожалеем о содеянном, но теперь уже приходиться пожинать печальные следствия греха, которого можно было бы избежать при более внимательном отношении к приходящим помыслам.

Постараемся же, проходя поприще Великого поста, настроиться на духовную жизнь, чтобы каждый прожитый день стал для нас благоприятным временем спасения души, чтобы непрестанно бодрствовало сердце наше, ожидая Жениха Небесного со светлыми светильниками веры, исполненными благоуханного елея Благодати Святого Духа.

Похожие записи

Вернуться наверх