Страницы меню навигации

Официальный сайт Прихода храма иконы Божией Матери «Целительница» в г. Слуцке

12 апреля – Неделя 6-я Великого поста, Вербное воскресенье

12 апреля – Неделя 6-я Великого поста, Вербное воскресенье

(Евангелие от Иоанна, 41 зачало, глава XII, стихи 1–18)

За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых. Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, и Лазарь был одним из возлежавших с Ним. Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира. Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал: Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали. Иисус же сказал: оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего. Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда. Многие из Иудеев узнали, что Он там, и пришли не только для Иисуса, но чтобы видеть и Лазаря, которого Он воскресил из мертвых. Первосвященники же положили убить и Лазаря, потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса. На другой день множество народа, пришедшего на , услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев! Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано: Не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле. Ученики Его сперва не поняли этого; но когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что так было о Нем написано, и это сделали Ему. Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых. Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо.

Сегодняшняя неделя, именующаяся Цветоносной, завершает Святую Четыредесятницу. Закончился , подготавливающий человека к празднованию праздника Пасхи. Но двояким образом в древности праздновалась: была Пасха Страданий, а потом и Пасха Воскресения. И вот сейчас мы стоим в преддверии Пасхи Страданий. Церковь готовила нас сорок дней к должному восприятию всего того – той духовной реальности, которая будет открываться перед нами в эти дни, начиная с завтрашнего дня.

Но Вход Господень в Иерусалим также является началом, открытием этих страстных дней в жизни нашего Спасителя. Событие, которое мы традиционно называем «Вход Господень в Иерусалим», правильно было бы назвать, следуя евангельским текстам, «Вход Иисуса в Иерусалим как Господа или как Христа».

Это, действительно, праздник, с одной стороны, торжества Церкви, которая свидетельствует нам, что через страдания Господь входит в славу и этой славе приобщает своих учеников. Но, с другой стороны, всматриваясь именно в историю Евангелия, мы должны признать, что это праздник, это событие великого недоразумения.

Иудейский народ ждал великого Мессию, священного Царя – славного, богатого, сильного. Того, кто должен был прийти как политический вождь и освободить от чужеземного ига сначала Иерусалим, затем Иудею, Палестину и дальше уже весь языческий мир привести к подножию иудеев, к ногам иудеев, сделав их великими князьями и владыками. Такого ждали Мессию иудеи. Не таким был Мессия, или Христос, Господь наш. Но в этот день Он попускает свершиться тому, чего так хотели иудеи: встретить того Мессию, которого они ждали. И когда Он приходит в Иерусалим, все они Его приветствуют и восклицают: «Осанна Сыну Давидову! Благословен Царь Израилев!», будучи уверенными, что сейчас, перед праздником Пасхи, войдя в Иерусалим, Господь быстро расправится с Понтием Пилатом, с теми легионерами, которые на праздник Пасхи подтягивались из Галилеи в Иерусалим, освободит его, а затем от чужеземной заразы и ига начнет освобождать всю Палестину.

Итак, эти люди ликуют. Итак, они празднуют и радуются, потому что пришло их освобождение, потому что с входом Иисуса Христа в Иерусалим открывается мессианское царство. Царство Божие, как они называли его, но это все-таки царство земное. То царство, которому не будет конца, по их понятиям, то есть молоком и мёдом потекут реки Палестины. И израильский народ станет вновь счастливым, вернув себе тот золотой счастливейший век, который был некогда при царе Давиде и в начале эпохи царствования царя Соломона.

Но оказывается всё совсем по-другому. Господь не предпринимает никаких попыток освободить иудеев, войдя в Иерусалим. Более того, Он жестоко обличает религиозную власть, которая имела очень сильное влияние на народ. Более того, Он предсказывает и народу неминуемо те страдания, которые ожидать будут Его. За что? За то, что предали истинного Мессию, за то, что оставили истинную веру в Бога. Позже Господь скажет в Великий Вторник иудеям о том, что они оставили суд, милость и веру. Неправильно верили, приняв, или, лучше сказать, утвердив в своем учении учение о Мессии неверное, неправильное, но зато то, которое устраивало их.

Какое отношение всё это имеет к нам? Самое непосредственное и самое прямое. Потому что ведь, если мы зададимся вопросом, почему и мы стоим сейчас в этом храме, или в сотне других храмов стоят верующие, прославляя Христа, то вряд ли кто-то думает о том, что мы пришли прославить Его как, действительно, Победителя смерти, как того Победителя и Спасителя, который всё человечество, а значит и меня лично, избавил от смерти, от греха и от проклятия. Точно так же, как иудеи, многие из нас ищут не того Христа истинного, Освободителя от греха, который пришел и спас человеческий род. Точно так же и мы ищем Господа как сильного, как славного, как способного дать нам богатство, сделать нас, по крайней мере, в этой жизни успокоенными и радующимися, так, чтобы все было хорошо. И в перспективе-то же самое: реки молочные и медовые потекли бы в нашей жизни.

Но когда оказывается, что всё на самом деле не так, и Христос в нашей жизни открывается совсем другим и призывает совсем к другому, то не начинают ли и наши сердца вопиять, где-то, может, даже не совсем с пониманием даже того, что мы делаем, под гнетом тех обстоятельств жизненных, которые нас сопровождают, вместо «Осанна» – «Распни». Мы не хотим такой жизни! Нам не нужен такой Спаситель! Вот, пожалуй, самое здесь драматичное, что открывается перед каждым из нас.

Но Господь входит в Иерусалим. Входит как Победитель смерти. И, пожалуй, только истинные ученики лицезреют то, что Любовь входит, для того чтобы быть распятой. Истинные ученики очень точно осознают, что вход Христа в Иерусалим – это вход на страсти. Неоднократно они Ему свидетельствуют, в том числе, и перед воскрешением Лазаря, что, если Господь пойдет в Иерусалим, то там Его убьют, потому что уже неоднократно искали Его иудеи для того, чтобы побить камнями: как нарушающего субботу, как богохульника, как усваивающего Себе титул «Мессия, Сын Божий». Этим днём, можно сказать, открывается действие победы жизни над смертью. Но какой ценой она приносится!

Мы стоим в преддверии Страстной седмицы. Великий Понедельник, Вторник, Среда – это то, можно сказать, необычайное явление в истории человечества, которое открыло благодаря словам Господа те необходимые условия спасения, которые должен исполнить сам человек.

В Великий Вторник Господь произносит несколько сразу бесед, очень важных, очень ценных речей о том, как жить, что делать, какие духовные опасности встают на пути верующего человека. И это всё происходит именно благодаря тому, что Господь входит в Иерусалим как принимаемый всеми Мессия. Народ за Него пока ещё. Они почитают Его священным Царем, и каждый Его шаг, каждое Его слово, они, можно сказать, оберегаются народом. Они вслушиваются во всё то, что произносит Христос. И Господь успевает это сделать. А потом, по нарастающей начинает врываться ад в историю человечества. Это вифанское помазание, затем Великий Четверг, день которого заканчивается уже, можно сказать, Гефсиманией и ведением Христа на суд.

В сегодняшний день, прославляя Христа, прославим Его как истинного Победителя смерти! Прославляя Христа и вопия в своих сердцах: «Осанна Вышних!», то есть «Спаси нас, Господи!», – мы должны давать себе отчет точно и чётко: кого мы ищем и какого Христа ждем, и зачем мы здесь находимся в этом храме. И если дойдет это до нашего сознания, до наших сердец, то, конечно, и Страстная неделя откроет очень многое перед каждым из нас.

Поэтому призываем тех, у кого есть такая возможность, в дни Страстной седмицы посещать как можно больше . Речь не идет о том, что все мы услышим, все мы поймем из того, что услышим, – нет. Здесь Святая Церковь призывает нас уже совсем к другому. Она призывает нас спострадать Христу. И это непросто. Действительно, и плоть наша ослаблена, и душа в каком-то смысле устала подвизаться. И несмотря на это всё-таки придём в храм! Все-таки будем молиться и будем славить Господа в своих сердцах за то великое дело, которое Он открывает перед нами!

Похожие записи

Вернуться наверх