Страницы меню навигации

Официальный сайт Прихода храма иконы Божией Матери «Целительница» в г. Слуцке

10 мая­ – Неделя 4‑я по Пасхе, о расслабленном

10 мая­ – Неделя 4‑я по Пасхе, о расслабленном

Душу мою, Господи, во гресех всяческих люте разслаблену,

воздвигни Божественным Твоим предстательством

якоже и расслабленного воздвигл еси древле.

В четвертую неделю по Пасхе Церковь вспоминает чудесное исцеление расслабленного, бывшего в недуге 38 лет. Чудо было совершено Спасителем во второй год Его Евангельской . Вспоминая это событие, Церковь прославляет Божию силу и Божию премудрость. «Расслабленного, поет она, не купель исцели, но слово Господне обнови». Сегодняшнее Евангелие утешительно свидетельствует, что страждущие, лишенные всякой на земле надежды на силы и помощь ближних, не должны терять упования на Бога. Его всемогущая благодать и помощь часто является тем очевиднее и величественнее, чем беспомощнее среди людей состояние страждущего. Расслабленный произносит: «Господи, человека не имам», и слышит от Господа: «восстани и ходи!». Так беспомощность со стороны людей обильно вознаграждается помощью свыше.

(Евангелие от Иоанна, 14 зачало, глава V, стихи 1–15)

После сего был Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим. Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью. Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет. Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров? Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел. Было же это в день субботний. Посему Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели. Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи. Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи? Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте. Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже. Человек сей пошел и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус.

 

Итак, причиной болезней и страданий человека в нашем мире является грех, нарушение воли Божией. Грех действует не только на личном, но и на многих других уровнях. Поэтому даже если бы у кого-то не было личных грехов (хотя они всегда есть), то все равно тяжесть первородного, или каких-то коллективных, или родовых, или общенародных грехов в той или иной мере непременно лежит на каждом из нас. Если же это греховное бремя лежит на нас, то, понятно, и все последствия греха, то есть болезни, скорби и прочее, также ложатся на нас.

Однако здесь кто-нибудь может задать вопрос: а при чем тут я? Ведь лично я не совершал ни первородного греха, ни родовых, ни общенародных грехов, почему же я страдаю за них? Почему их тяжесть ложится на меня? Происходит это по той причине, что человеческий род перед Богом – это не множество независимых индивидов, а один целый организм, все клетки которого живут одной жизнью и друг с другом тесно связаны. И потому состояние одних таких клеток, как и в любом живом организме, влияет на состояние других. Если, например, одни клетки заразились каким-нибудь опасным вирусом, то он может передаваться и на весь остальной организм или на какие-то отдельные его части.

Всегда следует помнить, что Господь попускает скорби и болезни не для того, чтобы отомстить за грехи, а чтобы исцелить человека от греховного яда, подвигнуть его к покаянию и таким образом избавить от вечной муки в аду. В сегодняшнем Евангелии Христос говорит исцеленному: «Не греши больше, чтобы не случилось с тобой чего хуже». Спрашивается: тяжело больной человек пролежал без движения тридцать восемь лет – чего же с ним может случиться еще худшего, чем это? Ответ простой – несравненно и бесконечно хуже этого ад, геенна огненная, – вечная и никогда не кончающаяся адская мука. Грехи отдают человека во власть ада, и потому лучше расплатиться за них в земной временной жизни, чем расплачиваться вечно в аду. Болезнями человек расплачивается за грехи, и именно по этой причине Господь их попускает. По словам святителя Иоанна Златоуста, существует три способа, как не подпасть под власть греха: первый, самый верный способ – не грешить. Второй – если согрешил, то нужно каяться. И третий – если не каешься или каешься плохо, то нужно терпеть находящие скорби и болезни.

Итак, если есть у нас грехи, то мы должны каяться, иначе могут прийти на нас скорби и болезни. «В духовной жизни, – говорит старец Паисий Святогорец, – действуют духовные законы. Если мы искренне покаемся в каком-то из наших грехов, то потом нам не надо будет расплачиваться за него болезнью».

Конечно, эти слова относятся, прежде всего, к собственным грехам человека, которые он совершил лично. Такие грехи могут быть уврачеваны покаянием. Покаяние имеет великую силу, оно способно избавить христианина от самых тяжких грехов, лишь бы он искренне каялся и имел веру. Христос распялся за нас и принял на Себя все наши грехи. Это означает, что любой человек теперь может получить прощение грехов через веру во Христа и покаяние. Но покаяние не должно быть формальным и лицемерным, оно должно быть живым и действенным. Нужно сотворить достойные плоды покаяния, – только тогда мы можем получить прощение наших грехов.

Что же касается коллективных видов греха – родового или общенародного, то здесь уже все бывает не так просто. Бремя этих грехов не удастся сбросить с себя через прямую исповедь. Ведь мы непосредственно этих грехов не совершали, а потому и каяться и исповедовать их мы не можем. Тем не менее и от них мы можем освободиться, и сделать это возможно только одним путем – через истинную христианскую жизнь по заповедям Евангелия. При этом особое внимание следует обратить на заповедь о милосердии – о помощи нуждающимся, страждущим и болящим людям. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут, говорит Господь. Если мы нуждаемся в милости от Бога, то и сами должны быть милостивыми. Милостыня очень скоро может изменить Божий суд на милость, ибо и Сам Господь, наш Небесный Отец, в гораздо большей степени милостив, чем правосуден.

Если вы обнаружили ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter или нажмите здесь, чтобы сообщить нам.

Похожие записи