Страницы меню навигации

Официальный сайт Прихода храма иконы Божией Матери «Целительница» в г. Слуцке

17 мая – Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне

17 мая – Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне

Воду прияти пришедши тленную, жено,

Живую почерпаеши, ею же скверны душевные омываеши.

В пятую неделю по Пасхе Церковь вспоминает разговор Господа с женщиной из местности, называвшейся Самариею. Иисус Христос Своею богомудрою беседою постепенно возводит женщину к уразумению того, что Он есть сердцеведец и Мессия – Христос, что Он есть источник воды, текущия в живот вечный, утоляющей жажду бессмертной души человеческой. В лице жены самарянки Святая Церковь представляет пример восстания из глубины греховной грешников, ищущих спасения и готовых внять призывному гласу Божию. Жена самаряныня, «терпящи зной премногих страстей» все-таки не заглушила в своем сердце добрые чувства, восприимчивость к истине и желание благоугождать Богу, за что и сподобилась обрести Спасителя. Этим мы уверяемся, что Господь Сам всегда идет навстречу ищущим истины и благодати и способным к раскаянию, милостиво дает им дары Свои и устраивает их спасение, а через них и спасение других.

(Евангелие от Иоанна, 12 зачало, глава IV, стихи 5–42)

Итак приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу. Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа. Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить. Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи. Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются. Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую. Женщина говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая? Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его? Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную. Женщина говорит Ему: господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать. Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда. Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала. Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк. Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме. Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине. Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все. Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою. В это время пришли ученики Его, и удивились, что Он разговаривал с женщиною; однакож ни один не сказал: чего Ты требуешь? или: о чем говоришь с нею? Тогда женщина оставила водонос свой и пошла в город, и говорит людям: пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос? Они вышли из города и пошли к Нему. Между тем ученики просили Его, говоря: Равви! ешь. Но Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете. Посему ученики говорили между собою: разве кто принес Ему есть? Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его. Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве. Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут, ибо в этом случае справедливо изречение: один сеет, а другой жнет. Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их. И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала. И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня. И еще большее число уверовали по Его слову. А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос.

 

Самаряне тоже почитали Единого Бога и считали Иакова своим патриархом. Но поклонялись Богу самаряне на своей горе, а иудеи считали, что приносить жертвы можно только в Иерусалиме. На этой религиозной почве у них возникали распри и разногласия, вплоть даже до открытой вражды. Поэтому удивление женщины было велико, что иудей попросил у нее воды напиться.

Но Иисус Христос так ответил на удивление женщины: «Если бы ты знала, Кто просит у тебя воды напиться, ты бы просила у Него воды, ибо та вода, которую вы черпаете из колодца, не утоляет жажды. Та же вода, которую Я дам – это источник живой воды. Тот, кто будет пить из него, не будет испытывать жажды вовеки».

Эти слова удивили женщину, и у нее завязался разговор с Христом. В этой беседе Господь показал, что Он Сам есть источник живой воды, ведущей человека к вечной жизни. Главное же в общении с Богом – это живое сердце. Из-за обрядов, молитв и всевозможных жертвоприношений сердце, душевное состояние оставалось как бы в тени религиозной жизни народа. Еврейский народ имел живую веру, но уже не имел живого сердца. Все сводилось к строгому исполнению закона Моисея и обрядам. Иисус Христос ясно дал понять – Богу необходимо поклоняться духом и истиной, то есть тем сердцем, которое не обманывает ни себя, ни Бога. Поэтому, слыша сегодня святое Евангелие, мы с вами, дорогие мои, должны осознать, что Господь пришел ради восстановления падшего человечества. Но чтобы восстановить человека, необходима живая вера. Эта вера и есть источник живой воды, текущей в жизнь вечную. Мы с вами тоже уподобляемся тем жаждущим людям, которым необходима вера как спасение. И мы с вами должны, показывая живую веру, подтверждать ее своей жизнью, своими делами.

После самарянки из города пришли люди, чтобы также поговорить с Иисусом Христом. И говорили они этой женщине: «Уже не по твоим словам веруем, что Он истинно Спаситель мира, но сами уверовали, потому что сами слышали Его». Своим благодатным словом Господь возрождал в душах людей живую веру. И мы сегодня участвуем в этой живой мудрой беседе. Через Священное Писание, через молитву, через участие в богослужениях припадаем к источнику вечной жизни. Но чтобы каждый из нас пробудился от греховного сна, необходимо осознать величие милости и любви Божией к человеку. Бог приходит к человеку и спасает его. И мы, принимая эту жертву, должны с большой благодарностью отзываться на призыв Господа, о котором сказано в Евангелии – Господь стоит у дверей и стучится, и если откроют, Он входит в этот дом. Эта дверь наше сердце, если отворяем ее, то воссоединяемся с Господом в нашей земной жизни, чтобы унаследовать Царство Небесное.

Если вы обнаружили ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter или нажмите здесь, чтобы сообщить нам.

Похожие записи