Страницы меню навигации

Официальный сайт Прихода храма иконы Божией Матери «Целительница» в г. Слуцке

24 мая – Неделя 6-я по Пасхе, о слепом

24 мая – Неделя 6-я по Пасхе, о слепом

Душевными очами ослеплен, к Тебе Христе прихожду,

якоже слепый от рождения, покаянием зову Ти:

Ты сущих во тме свет пресветлый

В шестую по Пасхе неделю Церковь воспоминает о чудесном исцелении слепорожденного Иисусом Христом в Иерусалиме, в третий год Его Евангельской .

В примере слепорожденного, исцеленного Иисусом Христом, святая Церковь представляет образ всякого грешника, который есть слепец от рождения, потому что, по слову Апостола, «все согрешили и лишены славы Божией». Дарованием чудесного света духовным и телесным очам слепца Церковь учит, что просветитель истинный – один Господь, только во свете Его можно узреть истинный и спасительный свет.

Книжники и фарисеи, сии духовные слепцы, после многих свидетельств прозревшего об исцелении никак не хотели верить чуду. Так прозревший мыслил о Спасителе вернее и лучше книжников, несмотря на то, что ум их, конечно, был богаче его ведением. Но для принятия Божественной истины более необходима не ученость, а чистота сердца от страстей.

(Евангелие от Иоанна, 34 зачало, глава IX стихи 1–38)

И, проходя, увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии. Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать. Доколе Я в мире, Я свет миру. Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим. Тут соседи и видевшие прежде, что он был слеп, говорили: не тот ли это, который сидел и просил милостыни? Иные говорили: это он, а иные: похож на него. Он же говорил: это я. Тогда спрашивали у него: как открылись у тебя глаза? Он сказал в ответ: Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои и сказал мне: пойди на купальню Силоам и умойся. Я пошел, умылся и прозрел. Тогда сказали ему: где Он? Он отвечал: не знаю. Повели сего бывшего слепца к фарисеям. А была суббота, когда Иисус сделал брение и отверз ему очи. Спросили его также и фарисеи, как он прозрел. Он сказал им: брение положил Он на мои глаза, и я умылся, и вижу. Тогда некоторые из фарисеев говорили: не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы. Другие говорили: как может человек грешный творить такие чудеса? И была между ними распря. Опять говорят слепому: ты что скажешь о Нем, потому что Он отверз тебе очи? Он сказал: это пророк. Тогда Иудеи не поверили, что он был слеп и прозрел, доколе не призвали родителей сего прозревшего и спросили их: это ли сын ваш, о котором вы говорите, что родился слепым? как же он теперь видит? Родители его сказали им в ответ: мы знаем, что это сын наш и что он родился слепым, а как теперь видит, не знаем, или кто отверз ему очи, мы не знаем. Сам в совершенных летах; самого спросите; пусть сам о себе скажет. Так отвечали родители его, потому что боялись Иудеев; ибо Иудеи сговорились уже, чтобы, кто признает Его за Христа, того отлучать от синагоги. Посему-то родители его и сказали: он в совершенных летах; самого спросите. Итак, вторично призвали человека, который был слеп, и сказали ему: воздай славу Богу; мы знаем, что Человек Тот грешник. Он сказал им в ответ: грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу. Снова спросили его: что сделал Он с тобою? как отверз твои очи? Отвечал им: я уже сказал вам, и вы не слушали; что еще хотите слышать? или и вы хотите сделаться Его учениками? Они же укорили его и сказали: ты ученик Его, а мы Моисеевы ученики. Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог; Сего же не знаем, откуда Он. Человек прозревший сказал им в ответ: это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи. Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает. От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному. Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего. Сказали ему в ответ: во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь? И выгнали его вон. Иисус, услышав, что выгнали его вон, и найдя его, сказал ему: ты веруешь ли в Сына Божия? Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него? Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою. Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему.

Один из наших святых отцов Церкви сказал, что Бог разговаривает с человеком на разных языках: языком любви – и очень мало таких, кто слышит его; языком болезни – и таких, кто несет болезни, больше; и языком страданий, а таких – еще больше.

Русский философ Сергей Николаевич Трубецкой выразил это так: «Тот, кто не хочет внимать шепоту вечности, будет внимать ее громам».

В сегодняшнее воскресенье мы слушаем слово Божие об исцелении слепорожденного человека, а за Всенощной мы слышали стихиры, говорящие о чуде исцеления слепорожденного: «Неужели я за грехи родителей родился без очей? Не из-за неверия ли народов я родился им во обличение? Не могу уже я спрашивать: когда ночь, когда день? Не в силах уже мои ноги о камни претыкаться: ведь не видел я ни солнца сияющего, ни Создателя моего во образе человеческом. Но молю Тебя, Христе Боже, призри на меня и помилуй меня!».

Евангелие нам говорит, что ученики вместе со Христом увидели слепорожденного человека, «слепого от рождения». Они задают Иисусу Христу очень правильный, очень существенный, но парадоксальный вопрос: «Кто согрешил: он или родители его, что родился слепым?» (Ин. 9,1–38). Они не задали вопрос: «От какого вируса, от какой инфекции это произошло?». Как мы бы сказали: «А может, сделали не ту прививку?». Не спрашивают и о прочих внешних вещах. Нет! Они спрашивают: «кто согрешил, он или родители его?»

Оказывается, ум ветхозаветного человека все время проводил параллель между болезнью и нравственным состоянием человека. Это было напрямую связано. Этим дышали и жили всегда благочестивые верующие люди.

Взгляд на болезнь, как на наказание и кары человеку за преступления и беззакония, присущ ветхозаветному периоду жизни человечества.

«Господи, да не обличишь меня в ярости Твоей и не накажешь меня в гневе Твоем! …Нет исцеления телу моему от гнева Твоего… Ибо беззакония мои превысили главу мою… Смердят и гноятся раны мои от безумия моего» (Пс. 37, 2,4,5,7).

Царь Давид так говорит о существовании человека: «Дней лет наших – семьдесят лет, а при большей крепости – восемьдесят лет; и самая лучшая пора их – труд и болезнь…» (Пс. 89, 10).

Действительно, от родителей человек может наследовать или добрые склонности, или грех. Святитель Феофан, Затворник Вышенский, говорил: «Поздравляю вас, сочетавшихся законным браком. Вы теперь стали родоначальники новой жизни и нового рода, а посему озаботьтесь оставить детям тело здравое и душу благочестивую».

«Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии. Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать. Доколе Я в мире, Я свет миру» (Ин. 9, 3–4).

«Доколе Я в мире, Я свет миру. Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: «посланный». Он пошел и умылся, и пришел зрячим» (Ин. 9, 6–7).

Господь говорит о Себе, что Он – Свет миру и может просветить всякого человека, который слеп телесно или духовно. И Он тут же доказал это, совершив великое чудо исцеления слепорожденного. В духовном же отношении каждый из нас является слепорожденным и нуждается в Свете, который есть Господь.

«Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир», – говорит нам Евангелие (Ин. 1, 9).

После исцеления мир, который бывший слепым увидел, начинает, в лице фарисеев, гнать его, заставляет отречься от зрения, отречься от света. Не сразу приходит к нему духовное прозрение.

На вопрос Господа: «ты веруешь ли в Сына Божия?», – слепой спрашивает: «А кто Он, Господи, чтобы веровать в Него?». Иисус сказал ему: «и видел ты Его, и Он говорит с тобою» (Ин. 9, 37). Истина молниеносно открывается исцеленному, и тогда он поклоняется Богу в Духе и Истине.

Истина может просветить нас только в виде молнии, не может же истина светить в течение целого дня. Труд человека в жизни и заключается в том, чтобы «шевелиться», пока мелькнул свет, молния, так как духовное пространство истины может быть расширено только нашим трудом.

Авва Исаия отшельник поучает нас: «Бог наложил на человека труд не для наказания и мучения, но для вразумления и научения его».

А святитель Игнатий Брянчанинов говорит: «Деятельность – необходимый путь к бдительности над собой, и этот путь отцы предписывают всем, кто хочет научиться вниманию себе».

Поэтому Господь дает нам образ ситуации слепоты, не зависящей от того, умные мы или глупые, а имеющий отношение к нашему труду жизни. Труд жизни как извлечение смысла из того, что с тобой происходит. Как произошло когда-то с нами – мы получили новое качество жизни, придя к Богу, в Церковь, но нам стоит задать себе сегодня вопрос: «Мы слепые или зрячие? Мы живем с Богом? Много в нас именно человечности?».

Исцелившийся исповедовал Христа Богом, противостоял фарисеям и иудеям, которые обвиняли Христа в том, что Он, якобы, грешный человек, и отвечал им: «грешник ли Он, я не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу».

И Господь пришел не для того, чтобы в земной жизни дать благополучие, вечную молодость для прожигания, богатырское здоровье, не для того, чтобы избавить нас от скорбей. Господь Сам прожил человеческую жизнь и умер за каждого из нас – но для большего: для жизни каждого в будущем веке.

Господь сказал нам: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16, 33). И сия есть победа и вера наша, победившая мир.

Вот о чем должно молиться, и к какому устроению нам нужно прийти: к устроению исцеленного слепорожденного с его готовностью принять все от Бога.

Ибо нам мудрые люди сказали: «Маленькой бедой Бог избавляет нас от большей».

«Скорби – добрый знак; показывают, что на тесном пути стоим» (прп. Иосиф Оптинский)

«Извольте держать в мысли, когда находят скорби, что это вам Господь дорогу в Царствие Свое пролагает, или даже более – берет за руку и ведет. Потому не упирайтесь ногами и не кричите, а благодушно и с благодарностью переносите скорби» (свт. Феофан, Затворник Вышенский).

«Благая от Господа прияли, злые ли не стерпим», – такие слова слышим мы во время святого Великого Поста.

Когда жизнь широкая, все есть: здоровье, достаток и другое, тогда уже Бог не нужен.

И другие слова есть в псалмах: «Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать Его» (Пс. 26). Вот какой веры надо просить у Бога.

Похожие записи

Вернуться наверх