Страницы меню навигации

Официальный сайт Прихода храма иконы Божией Матери «Целительница» в г. Слуцке

28 мая – Вознесение Господне

28 мая – Вознесение Господне

Твою обожившуюся плоть зряще Христе,
на высоте ангелы, друг ко другу глаголаху:
воистинну Сей есть Бог наш.

Вознесения является важнейшим и великим и относится к разряду праздников, несомненно установленных апостолами. Он празднуется в сороковой день по Пасхе. Свое название он получил от воспоминаемого и прославляемого в этот день события вознесения Господа нашего Иисуса Христа во плоти на небо.

В последний день Своего видимого пребывания на земле Господь Иисус Христос взошел со своими учениками на гору Елеонскую. Благословляя апостолов, Господь «отступи от них, и возношашеся на небо». Они благоговейно поклонились Ему, и с трепетным изумлением смотрели, как Он возносился на небо, пока, наконец, облако не скрыло Его от их взоров. Славно было видимое вознесение Спасителя на небо, но гораздо славнее было дальнейшее невидимое восхождение Его ко Отцу Своему, в Вечное Божественное царство. Возносившегося Господа с трубным гласом встречали и сопровождали ангелы. Сам Бог Отец с любовью принял к Себе Сына Своего, Богочеловека Иисуса Христа, Которого и посадил одесную Себя. Отныне для всех нас открыт вход на небо, куда Предтечею за нас вошел Иисус, и куда по Его небошественной стезе восходят все истинные Его последователи.

Богослужение этого дня проникнуто высоким чувством радости, ибо по слову св. Иоанна Златоустого «ныне люди уподобились ангелам, человеки соединились с бесплотными, и из сего сродства произошел великий союз; Господь всех, восшедши на небо, примирил с Отцем Своим род человеческий; мы, которые, по-видимому, были недостойны земли, ныне вознесены на небо с самим естеством своим; и природа, от которой херувимы охраняли рай, ныне сама восседит на херувимах».

(Евангелие от Луки, 114 зачало, глава XXIV, стихи 36–53)

Когда они говорили о сем, Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам. Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа. Но Он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня. И, сказав это, показал им руки и ноги. Когда же они от радости еще не верили и дивились, Он сказал им: есть ли у вас здесь какая пища? Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда. И, взяв, ел пред ними. И сказал им: вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах. Тогда отверз им ум к уразумению Писаний. И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему. И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше. И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью. И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога. Аминь.

Господь, как мы сегодня слышали в Евангелии от Луки, говорит нам о том, что Он, явившись многократно к Своим ученикам после славного Воскресения, наставлял, вразумлял их, раскрывал им смысл и значение ветхозаветного Писания, тех пророчеств, которые касались всего Его искупительного подвига. Поэтому они уразумели все то, что совершал Господь. И Господь, как мы слышали, говорил Своим ученикам в последней своей беседе с ними, что они должны оставаться неотлучно в Иерусалиме, ожидая пришествия Святого Духа, который просветит их светом Истины и напомнит им о всем том, что возвещал им Сам Господь. Когда апостолы недоумевали, почему Господь уходит от них, Господь им говорит: «Если я не пойду, то Дух Святой не придет к вам, а Я иду для того, чтобы приготовить место в обителях Отца Небесного». Кроме того, событие Вознесения Господня имело очень важное значение для самих апостолов, потому что Господь, как Он сказал Своим ученикам, уходит для того чтобы ниспослан был Дух Святой Утешитель, Который укрепит их силою свыше, только после этого они должны разойтись из Иерусалима, и, как говорил им Господь, проповедовать не только в Иудее и Самарии, но и по всему миру. Это потом совершилось, когда апостолы облеклись силою свыше, т.е. облеклись Силою Святого Духа.

Вознесение Господне явилось завершением всего домостроительства Спасения рода человеческого. Господь, когда уходил от святых апостолов, утешал их еще и тем, что «Он пребудет с ними во все дни до скончания века». И поэтому, уверившись в том, что Господь ниспошлет им Святого Духа, и что Сам Господь невидимым образом будет пребывать с ними, они с радостью великою возвратились в Иерусалим и ожидали того, что обещал им Господь, т.е. пришествия Святого Духа, силою Которого нужно было укрепиться, чтобы действительно проповедовать не только в Иудее и Самарии, но и во всех концах вселенной.

Вознесение Господне, дорогие братья и сестры, имеет, конечно, важное значение и для всех нас, потому что это не только завершение домостроительства нашего спасения, но это, как говорят наши святые отцы, прославление человеческого естества. Потому что Господь воспринял человеческую природу, освятил ее Своим искупительным подвигом и тем, что «Он воссел одесную Бога и Отца», естество человеческое вознес на недосягаемую высоту. Это должно обязывать нас хранить себя в чистоте и святости, остерегаясь от омрачения душ и телес грехами, пороками, страстями, которые, к сожалению, очень часто вселяются в нас и не дают нам возможности надлежащим образом осуществлять наш жизненный путь.

Господь сказал Своим ученикам, что пребудет с ними во все дни до скончания века, но это относится и к нам, дорогие братья и сестры – Господь всегда с нами, но вот мы, всегда ли с Господом? Не отступаем ли мы от Господа, потому что, когда мы во грехах, в тьме греховной, в тине греховной валяемся, то, естественно, мы удаляемся от Господа. Господь всегда с нами, но и мы должны быть всегда в Господе, всегда устремляться к Нему, памятовать о том, что Господь все видит, все знает, всех любит, грехи наши покрывает и прощает. И поэтому, мы должны простираться всегда к Господу нашей сыновей любовью, помня о том, что Господь по Своей неизреченной любви совершил мироспасение и невидимым образом пребывает с нами, подавая нам постоянно дары Святого Духа, которые мы получаем в тех таинствах, которые совершаются в Церкви Христовой. Та благодать Святого Духа, которая была ниспослана на святых апостолов, пребывает в Церкви Христовой, благодаря преемству служения и учения. Святая Церковь Православная всегда говорит нам об этом, потому что преемство апостольское, т.е. непосредственная передача благодати Святого Духа через преемство апостольского служения, через передачу истинного учения, которое они проповедовали. Все это преемственно передается из поколения в поколение только в Православной Церкви, и об этом мы всегда должны памятовать и ценить те дарования, которыми Господь наградил нас недостойных.

Святой митрополит Филарет Московский говорит нам о том, что мы должны обратить внимание на некоторые моменты, которые связаны с Вознесением Господним. Деяния Святых Апостолов нам говорят относительно того, что, когда Господь удалился, и облако его скрыло, апостолы продолжали смотреть на небо. И явились им два мужа в светлых одеждах, два небесных вестника, два ангела, которые говорили святым апостолам: «Мужи галилейские, что вы стоите и смотрите на небо, сей Иисус Христос, который вознесся от вас видимым образом, таким же образом придет снова». Так вот, святитель Филарет Московский говорит, обращая внимание на этот момент, что апостолы смотрели на небо: «А мы куда смотрим? Смотрим ли мы на небо, т.е помышляем ли о горнем, о вышнем?» Ведь, и апостол Павел призывает: «о горнем помышляйте, а не о земном». Поэтому святитель Филарет говорит, что мы не всегда смотрим на небо, не всегда помышляем о горнем, а о земном помышляем, и поэтому мы делаем абсолютно противоположное тому, что делали святые апостолы, когда провожали Господа. Но святые апостолы не только в этот момент Вознесения Господня смотрели на небо и помышляли о горнем, они всегда думали об этом, потому что их апостольское служение заключалось в том, чтобы проповедовать о вечных истинах, которые дают возможность человеку, следуя заповедям Господним, идти тем путем, который указан Господом, и искать прежде всего Царства Божьего и правды его, чтобы все остальное, которое касается нашей повседневной жизни, прилагалось нам по Божьему милосердию.

Вот, дорогие братья и сестры, те наставления, которые мы должны почерпать из этого повествования, которое мы слышали из Деяний апостольских и из Евангелия от Луки.

Похожие записи

Вернуться наверх