Страницы меню навигации

Официальный сайт Прихода храма иконы Божией Матери «Целительница» в г. Слуцке

31 мая – Неделя 7-я по Пасхе, святых отец 1 Вселенского Собора

31 мая – Неделя 7-я по Пасхе, святых отец 1 Вселенского Собора

Вод струями чистыми учения, Православную Церковь напоившии,

на водах покоя ныне наслаждаетеся вечно радующеся

В седьмую по Пасхе неделю Церковь вспоминает и прославляет святых и богоносных Отцов первого Вселенского собора, состоявшегося в Никее при императоре Константине Великом, в 325 году по Рождестве Христовом. В то время Церковь была волнуема одной из самых погибельных и страшных ересей – лжеучением Ария, который дерзнул отрицать Божественную природу Иисуса Христа. На первом Соборе были изложены основные догматы веры христианской, «которая заградила уста еретиков, и, как непоколебимая стена, отразила все козни их» (св. Иоанн Златоуст). Первый собор – якорь Церкви. Постановления его – слова Духа Божия, которые с благоговением сохраняются и утверждают мир Церкви.

В своих песнопениях Церковь называет сих досточудных святых Отцов вторыми после апостолов проповедниками веры, хранителями апостольских преданий, благотворителями душ наших.

(Евангелие от Иоанна, 56 зачало, глава XVII, стихи 1–17)

После сих слов Иисус возвел очи Свои на небо и сказал: Отче! пришел час: прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя, так-как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную: сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа. Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил мне исполнить; И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира. Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал мне от мира; они были Твои и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое; Ныне уразумели они, что все, что Ты дал Мне, от Тебя есть; ибо слова, которые Ты дал Мне, Я предал им, и они приняли и уразумели истинно, что Я исшел от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня. Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал мне, потому что они Твои; и все Мое Твое, и Твое Мое; и Я прославился в них. Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду. Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы. Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое; тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание. Ныне же к Тебе иду, и сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную.

Однажды в пределах Кесарии Филипповой Христос спросил апостолов, за кого они почитают Его? (см.: Мф. 16, 13). Апостол Петр от лица прочих ответил: Ты – Христос, Сын Бога живаго (Мф. 6, 16). И в этом исповедании апостола Петра мы находим очень важное утверждение того, что Иисус из Назарета является носителем Божеской сущности, Божеского естества. И в знак правильности этого утверждения Христос отвечает: Ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф. 16, 18).

Этим камнем, на котором стоит, стояла и будет стоять Церковь, является исповедание апостола Петра: именно то, что Иисус есть Бог. И в утверждении истины этих слов Христос называет апостола Петра Симоном, сыном Ионы (см.: Мф. 16, 17). Блаженный Феофилакт объясняет эти слова Господа так: Христос как бы говорит Петру: точно так же, как ты называешь Меня Сыном Божиим, Я называю тебя сыном Ионы. Но очень важно, что дальше Господь говорит апостолу Петру: И дам тебе ключи от Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах (Мф. 16, 19). Это значит, что апостольская власть и власть тех, кто принял ее от апостолов, зиждется на действии благодати Духа Святаго – от Бога даруется Церкви Христовой эта великая возможность.

Первый Вселенский Собор, состоявшийся в 325 году в Никее, утверждал Божественность нашего Господа Иисуса Христа, утверждал то, что Он есть вторая Ипостась, второе Лицо Бога Троицы. Наше спасение зиждется именно на том, что Иисус есть Сын Божий.

Святитель Григорий Богослов, рассуждая о чудесах, которые сопровождали смерть и воскресение Христово (а это было землетрясение, и помрачение солнца, и раздрание завесы церковной, и воскресение мертвых, которые вышли из гробов своих), говорит так: чудеса эти были очень велики, но нет ничего выше и больше чуда, чем мое личное спасение. На чем зиждется это спасение? Именно на том, что Иисус есть Сын Божий. И неслучайно апостол Павел в своих посланиях многократно утверждает нас в этой мысли: «Если Христос не Бог, то тогда тщетна наша проповедь, если Он даже воскрес и Он не Бог, то к чему тогда все?» (см.: 1 Кор. 15, 13–17).

В сегодняшний день Святая Церковь чествует тех, кто отстаивал эти важнейшие церковные догматы, на которых зиждется наше спасение. Было немало святых отцов, имена многих из них до нас не дошли, но мы знаем и прославляем святителя Спиридона Тримифундского, святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, и многих, многих других. В благодарности сердечной мы молимся к этим святым отцам, чтобы они такую же ревность в деле Богоугождения, в деле познания Божественного откровения и воли Божественной, которую имели сами, своим ходатайством испрашивали как дар Божий и нам.

Ибо не может не удивить, не может не поразить, не может не ужаснуть нормального, здравомыслящего верующего человека наша теплохладность, наше абсолютное, полное безразличие ко всем тем догматам веры, которые Святая Церковь содержит, исповедует ежедневно и просит нас это делать в Символе веры. Кто из нас хотя бы раз в день задумывается об этих догматах, о том, что Святая Церковь утверждает? Кто из нас хотя бы раз в день в благодарности прославляет Бога за тот великий дар, который Он нам принес, – наше спасение, которое зиждется на этих догматах? Посмотрим внимательно на себя, на свою жизнь и мы увидим, что мы абсолютно безразличны к этим важнейшим вопросам.

Но не так было в первые века христианства, когда император Константин в 313 году Миланским эдиктом утвердил христианство как господствующую религию, вероучение Византии. Уже через 12 лет собирается Первый Вселенский Собор, и, по свидетельству современников, верующие во Христа люди были очень глубоко погружены в рассуждения о вере и о вероучении. Даже приходя на рынок, чтобы купить продукты, люди не торговались и не спорили о бытовых вещах, погружаясь в суету, как это сейчас происходит с верующими людьми, но что самое страшное – у нас это происходит не на рынках, а в храме. А во времена императора Константина продавец и покупатель на рынке спорили между собой о догмате Святой Троицы, о догмате Боговоплощения, о христологических вопросах – соединении во Христе Божеской и человеческой сущности. Вот такой был уровень восприятия жизни и дара спасения этих верующих людей.

И в сегодняшний день, в ожидании праздника, мы прославляем святых отцов, которые утвердили догмат Святой Троицы. Через неделю мы прикоснемся к этой духовной реальности, которая отражает то, что некогда, как мы чаем, произойдет и с каждым из нас: Бог Дух Святой сойдет, и вселится в нас, и соделает Себе наши тела храмом живым. Мы просим святых отцов, чтобы они своими молитвами учили нас прославлять Бога Троицу, чтобы они давали нам возможность почувствовать то, что это прославление напрямую зависит от того, с каким усердием мы исполняем заповеди Божии, часто очень простые. И если это будет в нашей жизни, то тогда обязательно в нашем сердце откликнется тот великий дар, который принес Христос и который ждет каждого из нас. Потому что это дар, который только и способен сделать каждого из нас истинным христианином, истинно верующим человеком, истинно носителем образа Божия

Похожие записи

Вернуться наверх