Страницы меню навигации

Официальный сайт Прихода храма иконы Божией Матери «Целительница» в г. Слуцке

9 августа – Неделя 9-я по Пятидесятнице (о чуде хождения по водам)

9 августа – Неделя 9-я по Пятидесятнице (о чуде хождения по водам)

(Евангелие от Матфея, 59 зачало, глава XIV, стихи 22–34)
И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ. И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один. А лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный. В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю. И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали. Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь. Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде. Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня. Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился? И, когда вошли они в лодку, ветер утих. Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий. И, переправившись, прибыли в землю Геннисаретскую.
Святой апостол Петр, который увидел, что Господь идет по водам и сам тоже решился идти по водам и спросил Господа, чтобы Господь разрешил ему. Господь сказал: «Иди.» Апостол Петр вышел из лодки, но когда увидел, что очень сильные волны и ветер сопротивный – убоялся и начал тонуть. И потому воззвал ко Господу, говоря: «Господи, спаси меня!» И вот Господь, отвечая ему, говорит: «Маловерный, почему ты усомнился?», т. е. обличает апостола Петра за то, что он с уверенностью зашел в волны, а потом усомнился и стал тонуть. Господь взял за руку апостола Петра и привел его в лодку, и все радовались этому. А ветер утих, и буря перестала волновать море – оно успокоилось, и апостолы, которые были в лодке, говорили, что Господь есть Сын Божий.
Вот таково краткое повествование. Оно, конечно, говорит о Божественной силе, божественном могуществе, о том, что Господь своею Божественною силою преодолевал море – шел по водам, а, с другой стороны, мы видим проявление, в лице апостола Петра, немощи человеческой природы в виде страха. В то же время, конечно, то, что апостолы приняли Господа за призрак – это тоже проявление маловерия, потому что суеверие свидетельствует о недостатка веры.
Когда человек имеет слабую веру, он обращает внимание на какие-то приметы, которые говорят, якобы, о чем-то важном. На самом деле, это ложное представление – никаких призраков нет, поэтому следует всегда обращаться к Господу, когда есть какие-то сомнения, а не стремиться к тому, чтобы разгадать те или иные приметы и верить в призраки.
Так вот, евангелист Матфей поведал нам, что, с одной стороны, Господь проявил могущество, а, с другой стороны, люди – апостолы, которые были ближайшими учениками Господа, проявили, суеверный страх. А в лице апостола Петра обнаружился страх из-за маловерия. Таким образом, Евангелие свидетельствует нам о том, что, когда человек с Господом, то он может не сомневаться, а когда забывает о том, что Господь может помочь, то начинает тонуть и в прямом и в переносном смысле. Если Господь помогает человеку – не нужно бояться, нужно уповать только на Божие милосердие. Господь всегда, как мы видим в Евангелии, проявлял заботу о Своих апостолах, о тех людях, которые окружали Его, исцелял их от многих болезней, преподавал им соответствующие наставления и даже грозные обличения, которые обрушивались на непокорные умы книжников и фарисеев – это тоже проявление сострадательной любви к этим людям, которые закостнели во грехе и не хотели видеть того, что видно для людей, не имеющих предвзятого отношения ко Господу.
Мы должны из этого евангельского чтения и вообще из Евангелия извлекать соответствующие наставления для своей жизни. Евангельское повествование нам говорит о том, что Господь, после того, как отпустил народы, удалился в гору и там, наедине, молился. Это указывает на важность молитвы в уединении. На этом основании в Православной Церкви установлено правило, согласно которому каждый христианин, каждый верующий должен дома в келии молиться утром, вечером, в любых обстоятельствах своей жизни, потому что такая уединенная молитва имеет важное значение. Она, конечно, вовсе не свидетельствует о том, что общественная молитва не нужна, наоборот, общественная молитва тоже имеет свое значение, потому что сама молитва Господня начинается словами: «Отче наш», имея ввиду, что человек не один должен молиться, а в сообществе с другими – соборно. И в этом отношении Святая Церковь призывает нас, чтобы мы едиными устами и единым сердцем прославляли Бога, имея ввиду, что мы собираемся вместе для того, чтобы совместной молитвой обращаться к Господу, потому что такая молитва благословлена Самим Господом. апостолы заповедали именно такое правило, чтобы собираться всем в определенные времена для совершения Богослужения совместно со всеми. Но это один урок, который касается того, что необходима и важна и имеет большое значение молитва в уединении.
Далее мы должны обратить внимание на то, как повели себя апостолы. Вот апостолы подумали, что они видели призрак – это свидетельство, как уже сказано, того, что люди имели такое суеверное представление о некоторых моментах и свои иллюзии воспринимали, как действительность, думая, что на самом деле существуют призраки. Такое суеверие порицается евангельским повествованием.
Обращает на себя то маловерие, которое проявил апостол Петр. Конечно, человеческое естество, человеческая природа имеет свои немощи, свои слабости – это проявление именно такого недостатка человеческой природы. Но, как мы видим, когда апостол Петр сказал: «Господи, спаси меня!» – Господь взял его за руку и ввел в ладью для того, чтобы спасти его. И это указывает на то, что когда бывают даже самые отчаянные обстоятельства нашей жизни, мы должны обращаться ко Господу, не теряться, не терять присутствия Духа, а, наоборот, в это время обращаться ко Господу. Потому что, Господь является основанием нашей веры – это столп и утверждение, это Глава Церкви, это наша благодатная повседневная помощь, если обращаемся ко Господу, действительно, это самое прочное основание.

Похожие записи

Вернуться наверх