Страницы меню навигации

Официальный сайт Прихода храма иконы Божией Матери «Целительница» в г. Слуцке

30 августа – Неделя 12-я по Пятидесятнице (о богатом юноше)

30 августа – Неделя 12-я по Пятидесятнице (о богатом юноше)

(Евангелие от Матфея, 79 зачало, глава XIX, стихи 16–30)
И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя. Юноша говорит Ему: всё это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне? Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною. Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение. Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие. Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись? А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же всё возможно.
Каждый евангельский рассказ сообщает нам что-то новое, по-новому затрагивающее глубину нашего верующего сердца и души. Ныне мы слышали разговор одного юноши с Христом Спасителем о самом главном – о вечной жизни. Спросил, говорит святой евангелист Матфей, один юноша у Христа: «Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» (Мф. 19,16). Христос ему ответил: «Если хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди» (Мф. 19,17). Дальше Христос назвал заповеди: не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца и мать и люби ближнего твоего, как самого себя. Юноша говорит Ему: «Все это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне?» Иисус сказал ему: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, и следуй за Мною» (Мф. 19,20–21). И тут-то происходит самое обидное: все исполнивший юноша отошел от Христа с печалью, потому что у него было большое имение (Мф. 19,22).
Можно сделать все самое трудное и не сделать лишь одного, кажется, маловажного – и потерять душевный мир и вечное блаженство. Может быть, сказав юноше о продаже имения, Христос осуждает тем самым земные блага или запрещает владеть имуществом? Нет. Христос не осуждает само имущество, а осуждает такое отношение к нему, когда имущество становится идолом, заслоняя собою все остальное. Можно иметь больше, чем нужно на потребу, – и остаться убогим; можно излишками спасти себя и пособить другим, а можно, наоборот, теми же излишками погубить свою душу и соблазнить других. Итак, дело не в богатстве, а в отношении к нему, в нашей осторожности, дабы оно не стало для нас единственно главным.
Ну, а если у нас нет в избытке имущества? Значит ли это, что мы уже достигли совершенства? Нет, потому что дело опять-таки не в том, сколько и чего у нас есть, а в отношении к тому, чем владеем. Можно иметь немногое и пылать к нему большой страстью – и это вменяется в грех. Евангелие предостерегает нас от всяких вредных привязанностей, которые могут всецело поглощать нас, ослеплять и усыплять. Господь как бы говорит юноше: разорви оковы, связывающие тебя по рукам и ногам, и тогда иди за Мной.
Каждого из нас обременяют слабости и привязанности, но нужно бороться с ними, ибо сама жизнь есть борьба. Человек всю жизнь борется прежде всего со своими привязанностями и пороками, с худыми привычками и недобрыми пожеланиями, составляющими то горестное богатство, с которым трудно, но необходимо расстаться, чтобы быть совершенным. Царствие Небесное достигается трудом, постоянным и тяжелым. Оно – высшая правда, чистота и любовь, оно – блаженство. Всего этого не нужно искать где-то на стороне, все это заложено в нашем сердце. «Сердце сокрушенное и смиренное Бог не уничижит» (Пс. 50,19). Но как в «злохудожную душу» не входит благодать, так в нечистом, отягченном суетой сердце не могут произрастать плоды Царства Божия.
«Не богатство беда, а упование на него и пристрастие к нему. Эту мысль можно обобщить так: кто на что уповает и к чему пристращается, тот тем и богат бывает. Кто на Бога единого уповает и к Нему всем сердцем прилепляется, тот Богом и богат; кто на другое что уповает, к тому и сердце свое обращает, кроме Бога, тот другим этим и богат, а не Богом. Отсюда выходит: кто не Богом богат, тому нет входа в Царствие Божие», – говорит святитель Феофан Затворник.

Похожие записи

Вернуться наверх